Санкт-Петербургский государственный академический симфонический оркестр представляет новую программу 20 декабря 2020 года во Дворце Белосельских-Белозерских.
Прозвучат опусы крупнейших композиторов XX века – Равеля и Стравинского.
Откроет концерт красочная сюита Мориса Равеля «Моя Матушка-гусыня». Это сборник музыкальных сказок на основе сюжетов французского фольклора: о Спящей красавице, Мальчике-с-Пальчик, Красавице и Чудовище.
Пьесы «Матушки-Гусыни» посвящены Мими и Жану Годебским – детям близких друзей Равеля. Он относился к детям как к равным, без малейшего оттенка высокомерия. Всю жизнь он дорожил «детской свежестью восприятия». В общении с детьми Годебских он черпал эту свежесть. Равель пишет Годебским, как он рассказывает детям различные истории,
«не слишком грустные по вечерам во избежание кошмаров и мрачные по утрам для возбуждения аппетита».
Может быть, из желания «озвучить» эти сказки, перевести их на язык музыки и родился замысел «Матушки-Гусыни». Матушка-Гусыня – образ сказочницы из французского фольклора, «неустанной пряхи и неустанной рассказчицы», изображавшейся с гусиными лапами. Ей приписываются многие сказки, ставшие народными.
В концерте СПбГАСО прозвучит роскошная оркестровая версия «Матушки -Гусыни», сделанная Равелем в 1912 году.
https://www.classicalmusicnews.ru/articles/muzykanty-spbgaso-protiv-tretego-prishestvija-hudruka-aleksandra-titova/
Также в программе блестящий концерт соль мажор, написанный Морисом Равелем в начале 30-х годов прошлого века – дерзкий, остроумный и виртуозный. Французский музыкант и исследователь А. Жиль-Марше, говоря о Концерте Равеля, указывает, что
«первой идеей было написать не концерт, а баскскую рапсодию для фортепиано соло в нескольких частях».
Позже идея баскской рапсодии превратилась в идею концерта. Многие выразительные средства, обогатившие музыку в 20-е годы, Равель использует в соответствии со своим индивидуальным стилем, так композитор остроумно соединил элементы джаза и баскского фольклора. Виртуозную сольную партию исполнит пианистка Зарина Шиманская, лауреат международных конкурсов, желанная гостья на крупнейших европейских сценах.
Пианистка выступала на крупнейших академических сценах Европы, включая Моцартеум в Зальцбурге и Вигмор-холл в Лондоне, в числе ее творческих партнеров такие звезды, как Теодор Курентзис и Кристоф Барати.
Завершит концерт изысканный балет Игоря Стравинского «Аполлон Мусагет» создан на античный сюжет о рождении Аполлона. Как писал сам композитор,
«по красоте строя и аристократической строгости формы балет как нельзя лучше отвечает моему пониманию искусства».
В ряду вдохновенных фантазий на античную тему композитор называет «Аполлон Мусагет» намеренной «данью французскому XVII веку». В нем воплощены образы и формы эпохи французского классицизма, воспевающего красоту, разум и гармонию. Почти ритуальное действо «Аполлона» в контексте музыкальной поэтики Стравинского приобретает характер возвышенного гимна Искусству – Искусству, воспевающему не смутные экстазы души, а стройность гармонии и ясный свет разума. «Стравинский стремится к величавому спокойствию», – заметил по поводу этого сочинения Стравинского С. Дягилев.
За пультом СПб ГАСО 20 декабря появится Валентин Урюпин, – один из самых разносторонних и успешных российских дирижеров молодого поколения, ученик Геннадия Рождественского, триумфатор Всероссийского конкурса, конкурсов имени Г. Шолти и имени Г. Малера.
Его карьера на родине и за рубежом находится на пике расцвета. Музыкант гастролирует по всему миру, сотрудничает с лучшими отечественными и зарубежными коллективами, осуществляет оперные постановки. Возглавляемый им Ростовский академический симфонический оркестр, получил новый виток творческого развития. Удостоен Президентской премии за вклад в развитие отечественного искусства.
Начало концерта во Дворце Белосельских-Белозерских в 16.00.
Ирина Озерская