7 ноября 2023 года на сцене Большого зала Московской консерватории будет воссоздана одноактная опера Сергея Василенко «Сказание о граде Великом Китеже и тихом озере Светояре».
В рамках проекта Московской консерватории «Возрождение русской оперной классики» сочинение вновь прозвучит спустя 120 лет после премьеры в 1903 году.
Сергей Никифорович Василенко (1872–1956) принадлежит к числу русских композиторов, которые, переступив исторический рубеж 1917 года, продолжили профессиональную деятельность на родине.
Музыкальное творчество Василенко развивалось по трем направлениям: интерес к древнерусской церковно-певческой культуре, увлечение феноменом русского символизма, приближение к восточному фольклору как продолжение традиций русского ориентализма.
Изначально композитор трактовал «Китеж» как кантату, исключающую сценичность. После весьма успешной премьеры сочинения в симфоническом собрании Московского отделения Императорского русского музыкального общества, состоявшейся в феврале 1902 года под управлением В. И. Сафонова, Василенко принимает предложение М. М. Ипполитова-Иванова преобразовать кантату в одноактную оперу.
В течение 1902 года проходила подготовка нового представления «Китежа»: Н. А. Маныкин-Невструев расширил изначальный текст кантаты, А. М. Васнецов, младший брат автора знаменитого «Ивана-царевича на Сером Волке» – В. М. Васнецова, создал эскизы декораций.
Первое представление новой оперы прошло 22 марта 1903 года в московском Солодовниковском театре под управлением Ипполитова-Иванова. Партитура не была издана, и более с того момента опера не видела театральной сцены.
В период создания «Китежа» Василенко погружается в изучение древнерусской певческой культуры под руководством профессора Московской консерватории и директора Синодального училища церковного пения С. В. Смоленского, одного из крупнейших деятелей русского хорового искусства и исследователей древнерусского одноголосного знаменного пения.
Оркестровое письмо Василенко тяготеет к традициям Римского-Корсакова, в вокальных партиях и хоровой строке очевидно присутствие кантатного стиля Танеева. На пороге XX века китежская легенда достигает высокого нравственного предела – обозрения многовековой отечественной истории и культуры, а «Китеж» С. Н. Василенко, пронизанный патриотическим духом, продолжает ряд классических русских опер М. И. Глинки, А. П. Бородина, М. П. Мусоргского.
Проект «Возрождение русской оперной классики» возник в Московской консерватории в 2016 году по инициативе заведующей кафедрой истории русской музыки, декана научно-композиторского факультета – доктора искусствоведения, профессора Ирины Арнольдовны Скворцовой. С того момента в концертных залах консерватории обретают новую сценическую жизнь уникальные образцы русского оперного искусства XVIII–XX веков.
Первым сочинением, возвращенным на сцену творческим коллективом проекта в 2016 году, стала мелодрама Евстигнея Фомина «Орфей» – уникальное произведение конца XVIII столетия. Следом, в 2017 году, была воссоздана опера Дмитрия Бортнянского «Сын-соперник». Одноактная опера Антона Аренского «Рафаэль» продолжила проект в 2019 году.
Следующим спектаклем был «Карантин» – комическая опера-водевиль Алексея Верстовского. В 2022 году навстречу 150-летию со дня рождения Сергея Рахманинова публике была показана опера «Скупой рыцарь».
Пресс-служба Московской консерватории