6 января 2022 в МССМШ имени Гнесиных в рамках концертного цикла “Рождественский фестиваль в Гнесинке” состоится первое большое гобойно-фаготовое мероприятие 2022 года.
Ведущие солисты оркестров Москвы и Санкт-Петербурга соберутся поиграть на гобоях и фаготах в Органном Зале на Знаменке на концерте “Ironman от Москвы до Питера”.
Название «Ironman», придуманное Денисом и Екатериной Освер, уже знакомо московским музыкантам. В августе 2021 года на базе Гнесинской десятилетки, как часть ежегодной Gnessin Summer School, функционировала Мастерская “Гобойный Ironman”. Маленькие гобоисты десять дней занимались профессиональными премудростями с известными музыкантами.
А в завершение летнего «Ironman» состоялся большой гобойный концерт участников Мастерской и ведущих солистов Московских оркестров.
“Ironman от Москвы до Питера” планируется как грандиозный концерт-единение солистов Двух Столиц. В пандемию таких больших событий у нас стало совсем мало: практически половина концертов отменяется или переносится на неопределенный срок.
В начале декабря в МГК состоялся концерт абонемента «Большой фестиваль «Двойная Трость», в котором участвовали многие известные московские гобоисты. А вот в ноябре из-за новых введенных ограничений отменили концерт-открытие 12-ого Международного конкурса Московской Консерватории. Это был долгожданный концерт, на нём планировалось выступление членов жюри конкурса – гобойных звёзд, которые должны были приехать судить конкурс.
Но вернёмся к грядущему гобойно-фаготовому событию. Кто же будет давать «ля» между Сочельником и Рождеством 6 января?
Во-первых, Денис и Екатерина Освер. Собственно, они и являются движущей силой гобойных встреч в Гнесинской десятилетке.
Денис – солист группы гобоев ГСО «Новая Россия» п/у Ю. Башмета, преподаватель МССМШ по классу гобоя и ансамблевого исполнительства. Я впервые услышала его сольно много лет назад на вечерах «Гобой-гала», которые проводились Анной Гришиной и Алексеем Коноплянниковым в музее Чайковского. Собственно эти концерты и начали проводить ради того, чтобы меломаны наконец-то могли услышать и увидеть великолепных оркестровых музыкантов в сольных номерах.
Екатерину Освер мы больше знаем не как исполнителя, а как педагога маленьких звезд. Дмитрий Мелькумов, Золотой «Щелкунчик» недавно прошедшего конкурса, начинал заниматься именно в её классе, а затем по возрасту перешел к Денису Осверу.
На гобойных концертах Екатерина берет в руки английский рожок. Композитор Антон Брежестовский в своих произведениях пишет партии рожка специально для неё. И Денис и Екатерина – яркие представители школы Анатолия Сергеевича Любимова.
Еще один рожкист предстоящего концерта – Владимир Зисман, солист МГСО под руководством Ивана Рудина. Широкой публике он известен скорее не как исполнитель, а как автор бестселлера «Путеводитель по оркестру и его задворкам». Но тем, кто следит за его творчеством не как писателя, а как музыканта, Владимир Александрович известен как автор замечательных переложений для рожка. Из последнего, что мне очень понравилось, да и не только мне, были “Муки любви” Фрица Крейслера.
Владимир Зисман. “Путеводитель по оркестру и его задворкам”. Полный текст
Идём дальше по афише. Павел Соколов – лауреат Международных конкурсов. Работал солистом в Немецком симфоническом оркестре Берлина, в оркестре Комише Опер и Филармоническом оркестре г. Осло. Музыкант московской гобойной школы, Павел окончил РАМ имени Гнесиных, класс легендарного профессора Ивана Фёдоровича Пушечникова. Я завидую меломанам Санкт-Петербурга – судя по афише, у них довольно часто выпадает возможность послушать Павла сольно в камерных программах.
Павел Чередниченко – солист, первый гобой нашего замечательного Российского Национального Молодежного Симфонического Оркестра, который в Москве ласково называют Молодёжкой. Павел не восходящая, а уже давно взошедшая гобойная звезда. В составе РНМСО за три года существования оркестра Павел уже успел поработать со многими дирижерами и солистами мирового уровня. Музыкант с невероятной работоспособностью: в 2021 году окончил МГК имени П.И. Чайковского, признан лучшим выпускником года, поступила в аспирантуру консерватории, и этим же летом занимался с маленькими вундеркиндами в Образовательном центре «Сириус» и подготовил их к концерту в составе РНМСО. К слову, гобой не первый музыкальный инструмент, выбранный Павлом. Начинал он, и очень успешно, своё музыкальное образование как перкуссионист, а затем, в довольно большом для музыканта возрасте, перешел на гобой.
Юрий Шубин – солист группы гобоев оркестра Камерной сцены Большого театра имени Б.А. Покровского. Юрий тоже один из тех музыкантов, которые не сразу выбрали гобой. Учиться музыке он начал на виолончели в одном классе с Александром Рудиным и Александром Князевым, но всё-таки взял гобой и окончил РАМ имени Гнесиных в классе Ивана Фёдоровича Пушечникова. В 1983 году после победы на Всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей на деревянных духовых инструментах в дуэте с Ксенией Владимировной Кнорре записал диск на фирме «Мелодия». Летом 2021 года Юрий был в числе гобойных мэтров, которые участвовали в летнем концерте “Гобойный Ironmam”.
Родион Толмачев (фагот) и Виктор Ухалин (гобой, английский рожок) – солисты Симфонического оркестра Мариинского театра. Последние два года московским слушателям очень везёт: СОМТ практически каждый месяц приезжает с концертами в Зал «Зарядье». Так что столичным фанатам оркестра Мариинского театра можно слушать своих любимцев, не выезжая из города.
И Родиона и Виктора как солистов московская публика знает по концертам абонемента «Большой Фестиваль «Двойная Трость» в МГК. Оба музыканта известны как великолепные и востребованные педагоги: Виктор Владимирович – постоянный преподаватель гобойных смен в Образовательном центре «Сириус», а Родион – один из кураторов группы фаготов РНМСО и с 2021 года совместно с фаготистом Андреем Рудометкиным участвует в цикле совместных мастер-классов между РАМ имени Гнесиных и Консерваторией Санкт-Петербурга.
Андрей Рудометкин: «Опыт хочется передать молодым музыкантам»
Анастасия Батракова – солистка группы фаготов Национального филармонического оркестра России п/у Владимира Спивакова, одна из постоянных приглашенных солистов концертных программ ГАКОРа п/у Алексея Уткина, участница XVI Международного конкурса имени П.И. Чайковского. Именно тогда, в 2019 году, в конкурс впервые была введена номинация «деревянные духовые инструменты».
В сентябре 2021 года на сцене Большого зала Московской Консерватории Анастасия Батракова солировала в Концертной симфонии Йозефа Гайдна для скрипки, виолончели, гобоя и фагота с оркестром. За пульт Концертного симфонического оркестра Московской консерватории в этот день встал Владимир Юровский. Я очень люблю, как Анастасия исполняет произведения Андрея Рубцова и его транскрипцию для фагота и струнного оркестра арии Ленского, которая была выполнена Андреем специально для финала конкурса имени П.И. Чайковского.
Фёдор Освер – гобой. Фёдор, по моему мнению, просто «Человек Года». В 2021 году он поступил в МГК имени П.И. Чайковского в класс Алексея Юрьевича Уткина. Этой же осенью на 12-ом Международном конкурсе Московской Консерватории ему единогласно было присуждено I место. В ноябре он стал лауреатом I степени гранта Мэра Москвы в сфере культуры и искусства в номинации «Духовые инструменты».
Николай Саввин – концертмейстер группы гобоев Государственного концертного оркестра Якутии. Один из участников молодого камерного ансамбля Camerata Yakutsk (дебют ансамбля состоялся сравнительно недавно – 17 мая 2013 года). В 2014 году ансамбль стал Лауреатом I Премии Международного конкурса исполнительского мастерства “Санкт-Петербургские Рождественские Ассамблеи”.
Филипп Нодель – гобоист, доцент кафедры деревянных духовых инструментов МГК имени П.И. Чайковского, преподаватель АМУ при МГК имени П.И. Чайковского, преподаватель музыкальной школы имени С. И. Танеева, художественный руководитель ансамблей духовых инструментов «L’esprit du Vent» и «Les Moscovites», один из основателей первого российского оркестра исторических инструментов Pratum Integrum.
Филипп Викторович – активный приверженец исполнения музыки на аутентичных инструментах, соответствующих времени создания произведения. Послушать сольно Филиппа Ноделя в Москве можно довольно часто в составе двух его камерных ансамблей, как на современном гобое, так и на барочном.
Ольга Смирнова – первый гобой Центра оперного пения Галины Вишневской. Окончила МГК имени П.И. Чайковского и аспирантуру МГК в классе Алексея Уткина. Этим летом с командой единомышленников записала клип на музыку “Арии” из Бразильской бахианы №5 Эйтора Вилла-Лобоса в переложении для гобоя. Как солистка участвует во многих гобойных концертах, которые организуют Денис и Екатерин Освер в Гнесинской Десятилетке.
Степан Кузьминых – фагот. Окончил Московскую консерваторию имени П.И. Чайковского, класс профессора Валерия Сергеевича Попова. Уже на первом курсе пришел в ГСО “Новая Россия” п/у Ю. Башмета, сначала как солист-регулятор группы фаготов, а затем как солист. Лауреат первой премии II Международного конкурса деревянных духовых инструментов имени Е. А. Мравинского, лауреат третьей премии V Всероссийского открытого конкурса музыкантов-исполнителей на духовых и ударных инструментах имени Н. А. Римского-Корсакова и лауреат второй премии I Всероссийского конкурса духовых ансамблей. Регулярно участвует в камерных концертах в органном зале МССМШ имени Гнесиных.
Антон Шебеко – гобой, артист оркестра Большого театра. Участвует в камерных концертах артистов оркестра, которые проходят в Бетховенском зале театра. Один из ведущих отечественных мастеров, производящих ремонт и настройку гобоев. Антон регулярно проходит стажировку на французской гобойной фирме F. Lorée.
Вход на концерты в МССМШ им. Гнесиных – по предъявлению ПЦР или QR-кода и паспорта.
Дарья Хуторецкая