VI Летняя оперно-симфоническая Лаборатория «New Opera World 2021» выпускает премьерные спектакли.
28 июня в Москве начала свою работу VI Международная Оперно-Симфоническая лаборатория «New Opera World» (Лауреат IV Национальной Оперной Премии «ОНЕГИН» в номинации «Событие»).
Эта уникальная для России образовательная платформа, проходящая в форме Фестиваля, каждый год собирает в Москве молодых вокалистов, инструменталистов, концертмейстеров, дирижеров и режиссёров, предоставляя им многочисленные возможности для профессионального роста.
Анна Селиванова, генеральный директор и создатель Лаборатории, поделилась впечатлениями о трудностях этого сезона:
«Ох уж этот год! Новые реалии пандемии, многочисленные отмены и переносы театральных постановок, отсутствие возможности регулярно выступать, страх, карантины, болезни близких! Но спрос на Лабораторию в этих условиях сильно вырос – ребятам, как никогда, нужна практика! Её отсутствие моментально отражается на форме певцов и инструменталистов, на их выносливости!
За все 6 лет у нас ещё не было таких внезапных и экстренных замен среди артистов! Я уверена, текущая ситуация скажется и на последующих сезонах. Многие выпускники музыкальных ВУЗов, оставшиеся без работы ещё с прошлого года, будут иметь проблемы с трудоустройством и в новом году из-за чрезвычайной конкуренции на рынке, поэтому так важно именно сейчас оказать им поддержку, и профессиональную, и моральную!
Мы очень гордимся тем, что успешно продолжаем свою работу даже в таких экстремальных условиях, но нам также очень бы хотелось привлечь внимание департамента культуры и к проекту, и к нуждам молодых исполнителей в это непростое время!
Лаборатория как переходное звено между учебным заведением и театром очень чутко отражает все тенденции, имеющие сейчас место в российском оперном театре, обнажая все слабые места подготовки молодых исполнителей. А ведь их уровень – это будущее российской оперной культуры на международном рынке!»
Однако, в боевых условиях энтузиазм организаторов и участников только крепнет! Екатерина Карпова, управляющий партнёр проекта, рассказала о новых достижениях и трудовых буднях Лаборатории:
«Вы просто не поверите, какими темпами растёт платформа, как мы совершенствуемся! Полностью обновили программу для оперных концертмейстеров – пригласили лучших отечественных специалистов в этой области, обновили педагогический состав: теперь участников курируют концертмейстеры из Молодёжной программы Большого Театра и «Геликон-оперы» – Елизавета Малашенко, Дарья Юц.
Они молодые, успешные, опытные не по годам, и горят своей работой, настоящие профессионалы и красотки редкостные! Постоянно что-то предлагают, советуют! А наши участники?! Со всей России приехали, не побоялись! Орёл, Петрозаводск, Краснодар, Баку, Санкт-Петербург, Саратов, Ростов-на-Дону, Ульяновск, всех и не перечислишь!
Есть один чудесный парень, из Казахстана, представьте, искал спонсоров, чтобы присоединиться к проекту, и ведь нашёл, доехал к нам! Самоотдача ребят и рвение на репетициях просто зашкаливают! Как тут без восклицательных?! Их желание творить, их вера в силу оперного искусства – предмет нашего непрестанного восхищения, особенно в такое время!
Именно они вдохновляют нас делать невозможное: границы закрыты, но у нас работает итальянский дирижёр и кастинг-директор Венской оперы делает прослушивания! Так что качество наших постановок постоянно растёт, приходите послушать наших участников на премьерах, это наши звёздочки, вы ещё не раз о них услышите!»
Фестиваль «Opera New World» продлится до 25 июля. Учебная программа Лаборатории поражает объёмом и уровнем педагогической команды: своим мастерством уже поделились с артистами Роберт Кёрнер – кастинг-директор Венской оперы (Austria); режиссёр, кастинг-директор Большого Театра Ольга Капанина; Илья Ильин – заместитель ген. директора – худ. руководителя, директора творческих коллективов, режиссёр ММТ “Геликон-опера”; Любовь Орфёнова – концертмейстер-коуч, педагог-консультант молодежной программы Большого Театра; Заслуженная артистка РСФСР, профессор МГК им. П. И. Чайковского, концертмейстер оперной труппы МАМТ им. К. Станиславского и Вл. Немировича-Данченко Евгения Арефьева; Светлана Ефимова – концертмейстер-коуч МАМТ им. К. Станиславского и Вл. Немировича-Данченко, педагог-концертмейстер МГК им. П.И. Чайковского; Марина Кравец – пианистка, профессор кафедры концертмейстерской подготовки РАМ им. Гнесиных.
Ольга Капанина: “Мало хорошо спеть на конкурсе Ленского, чтобы петь в Большом театре”
Много приятных сюрпризов было преподнесено вокалистам: прослушивание у Михаила Мурашова, артистического менеджера международного Агенства «TACT International Art Management» (Германия) и вокальные занятия с ведущими солистами московских театров – солисткой ММТ «Геликон-опера», сопрано Ириной Самойловой; басом Григорием Соловьёвым – выпускником МГК, приглашённым солистом Большого театра, солистом театра «Геликон-опера»; сопрано Наталией Риттер – солисткой Камерной сцены им. Б. Покровского Большого Театра России.
Именитые гости Лаборатории – кастинг-директора Ольга Капанина и Роберт Кёрнер, в беседах после прослушивания, откровенно поделились с организаторами, почему поддерживают проект, а также высказали рекомендации, которые просто необходимо взять на вооружение всем молодым певцам.
«Я убеждена,
– подчеркнула Ольга Ивановна,
– что любой процесс, касающийся поиска талантливых людей, нуждается в поддержке профессионалов. Отыскать талант и направить его в верное русло – вот какая перед нами стоит задача. Основная проблема, которую наблюдаю из года в год: молодые люди часто неправильно определяют своё вокальное амплуа, и отсюда идёт неверный выбор репертуара! Отсюда идёт и отсутствие школы, и технические проблемы…
Также очень важно быть реалистичными и сопоставлять свои возможности со своими амбициями! Это путь к гармонии личности, путь к тому, как стать счастливым человеком, не только артистом: важно найти себя, найти своё место в профессии, которое, как и сами артисты, уникально!»
Роберт Кёрнер:
«Причина, по которой я здесь, это то, что мне нравится работать с молодыми людьми, видеть, как они делают успехи. Я рад, когда мой опыт помогает направить их на верный путь в карьере. Я не вокальный педагог, мое дело – работа со стилем и артистизмом исполнения. Техника и интонация важны, но артист должен идти дальше базовых вещей. Нужно понимать, что, как и почему вы поёте!
Стилистика уже заключена в музыке. Если вы ей следуете, вам не нужно ничего изобретать! В России, к сожалению, есть тенденция всегда выбирать слишком «тяжёлый» репертуар на прослушиваниях. В то время как надо приносить то, что вы способны исполнить именно сегодня, а не через пару лет!
Я бы посоветовал молодым людям больше придерживаться лирического репертуара, чем драматического. Моцарт, например, это всегда хорошо, прекрасная тренировка для голоса! Вы должны петь именно своим голосом, а не пытаться притворяться кем-то, должны стремиться раскрыть именно свою природу!»
Ценным приобретением в команде педагогов этого сезона стала хормейстер – Эльмира Дадашева – художественный руководитель камерного хора “Arielle”, заведующая хоровым отделом МГДМШ им. С. С. Прокофьева. Благодаря её усилиям в проекте примет участие сводный хор, который Эльмира тщательно подготовила к выступлениям.
Кульминацией Фестиваля с 20 по 25 июля станут показы опер из золотой коллекции классического наследия – «Любовного напитка» Г. Доницетти и «Снегурочки» Н. Римского-Корсакова. Тёплый приём Фестивалю гостеприимно оказало руководство Театра им. К. Станиславского и Вл. Немировича-Данченко, благодаря которому обе премьеры впервые пройдут на его Камерной сцене.
За дирижёрским пультом «Любовного напитка», этой исключительно лёгкой, зрелищной изобилующей юмором и известнейшими ариями оперы, маэстро Федерико Санти (Federico Santi) (Нидерданды) – дирижёр, пианист, композитор, специалист по камерной музыке и педагог. Он – редкий представитель музыкантов «широкого спектра», имеющий в своём активе богатейший репертуар и сотрудничавший ни много ни мало с такими звёздами как Клаудио Аббадо, Карло Рицци, Бруно Кампанелла, Валерий Гергиев, Альберто Зедда.
Помимо этого, Маэстро является вокальным коучем, а также с успехом преподаёт в Консерватории Маастрихта оркестровку, инструментовку и ряд других дисциплин. Огромная удача для участников Лаборатории — поработать плечом к плечу с таким мастером! Лёгкий в общении и очень вдумчивый в работе, Федерико подошёл к постановке и к подготовке артистов со всей итальянской страстью и голландской добросовестностью:
«В моей работе с участниками,
– рассказывает Маэстро,
– я ставил целью проработку каждого музыкального элемента – ритма, гармонии и темпа, чтобы усилить и развить мелодию (из которой и родилось слово belcanto (красивое пение) с максимально возможной спонтанностью и свободой. Идея поставить «Любовный напиток» в Лаборатории безусловно положительна, особенно с образовательной точки зрения.
Я без колебаний принял приглашение организаторов поучаствовать в проекте, учитывая мою искреннюю страсть и внимание к молодым певцам и музыкантам, которые в конце учебы обнаруживают, что они всё еще неопытны, но имеют сильное желание совершенствоваться.
И этот конкретный опыт роста успешно приобретается ими в процессе кропотливой совместной работы с нами, музыкантами-профессионалами. «Любовный напиток» абсолютно подходит для молодых певцов, но представляет для них большой и трудный вызов.
Важность текста, дикция речитатива, фразировка и музыкальная линия, типичные для бельканто, постоянные ритмические изменения, многочисленные подвижные колоратуры должны быть плавными и легкими. Это похоже на перемещение между хрустальными бокалами – всегда есть риск разбить некоторые из них».
Ассистирует Маэстро Муртуза Бюльбюль – молодой талантливый дирижёр, сын известного азербайджанского композитора и певца Полада Бюльбюль оглы, музыкант в третьем поколении. Муртуза участвует в Лаборатории уже второй раз, но этот сезон для него действительно особенный.
В силу чрезвычайных обстоятельств пришлось срочно осваивать и вторую оперу. Цепкий ум и невероятное трудолюбие помогли ему справиться с трудной задачей «на отлично» и добавить в свой артистический багаж целых две оперы вместо одной! Вот, что значит иногда оказаться в нужное время в нужном месте!
«В этом году, несмотря на сложнейшие условия, проект “New opera world” работает во всю мощь. Эта площадка даёт возможность молодым музыкантам провести многогранную и фактурную работу, познакомиться с коллегами, соприкоснуться с выдающимися творениями искусства,
– делится подробностями Муртуза.
– Персонально для меня чрезвычайно интересно работать под началом Федерико Санти. Маэстро, безусловно, искусный знаток традиций исполнения итальянской музыки. Но, что ещё более значимо, его работа с оркестром и солистами пронизана теплотой! Это большой профессионал, который при этом не чурается делиться своими познаниями с юными музыкантами! Потрясающий опыт!»
Над сценическим воплощением «Любовного напитка» вдохновенно трудится удивительный молодой режиссёр Даниил Дмитриев, впервые приехавший на проект из Государственного театра оперы и балета им. Д. Хворостовского (Красноярск). Его оригинальная трактовка, лёгкая и задорная, как и он сам, полна неожиданных находок и преподносит всем известный сюжет с совершенного иного ракурса!
«Сельсовет, пионеры, ВДВ, портрет Горбачёва, деревенский самогон и бюст Ленина на бочке с капустой… позвольте, а это точно “Любовный напиток” Доницетти?
– с интригующей улыбкой начинает Даниил потрясающую историю о рождении своей режиссёрской концепции.
– Так я представляю первую реакцию зрителя на эту постановку. Что ж, театр существует, чтобы удивлять. А комедия – тем более!
Знаете, тема алкоголя в опере всегда была мне близка. А моё первое прикосновение к шедевру Доницетти состоялось в родном Театре в Красноярске в рамках лаборатории Нано-опера. Романс Неморино (пьяный Неморино висит на веревке с чемоданом) тогда принёс мне приз за лучшую режиссёрскую работу с актёром.
Я люблю докручивать историю до конца, и мне повезло! Представилась возможность поставить всю оперу целиком по приглашению организаторов «New Opera World».
Говоря откровенно, я изрядно помучился, ведь действие в оригинале происходит в итальянском селе. Но что мы знаем о деревенской жизни итальянцев? Что нас может рассмешить, если, кроме любовной истории, мы не встретим ничего узнаваемого? Как сделать историю понятнее и роднее нашему зрителю?
И я решил перенести действие в Россию. Алкоголь вместо лекарства… времена антиалкогольной кампании! Подпольный бизнес! Эврика! Тут же время действия точно определилось – конец 80-х, СССР. Но как оправдать историю, что действие происходит в СССР, а все поют все на итальянском языке?
Очень просто, если мы все видим глазами итальянца, который под видом лекарств решил сбывать в русской деревне французские и итальянские вина, пользуясь принятым в СССР сухим законом. (Лозунг: Шардоне скорее пей, будешь с женщиной смелей!)
В итоге, мы попадем на свадьбу в сельсовете. Тут и особый шарм, и понятный нам, русским, юмор. Ну и куда без бравого десантника и драки на свадьбе!
Типичные маркеры советской действительности и узнаваемые типажи создают фон, на котором развивается история простого паренька Неморино, подслеповатого и доброго, и строгой председательницы сельсовета Адины – спортсменки, комсомолки и просто красавицы…
А как интересно было работать с составами! – довершает Даниил свой рассказ-феерверк! – Различная фактура и артистическая пластика дают разные возможности, и это можно использовать! К примеру, в одном составе Джаннетта – страстная женщина-вамп сельского разлива, вечная свидетельница, мечтающая о замужестве, в другом – юная пионерка. Это делает один спектакль непохожим на другой, и если вам захочется посетить все три – не отказывайте себе в удовольствии!»
Андрей Цветков-Толбин (режиссёр-постановщик, обладатель премии “Нано-опера”, солист ГАБТ, режиссёр-педагог АХИ им. В.С. Попова, ГМПИ им. Ипполитова-Иванова) – чуткий худ. рук и неустанный генератор творческих идей, вот уже 6-й год неизменно принимающий участие в Лаборатории, в первый раз на проекте берёт в работу русскую оперу!
«В предыдущие годы я ставил только зарубежные оперы, в этот раз взял «Снегурочку», потому её материал оказался внезапно очень современен. Я бы с радостью поставил это произведение в привычной прекрасной «архаике», «кокошниках» и иллюстрациях Васнецова, но, понимаете, время и жизнь вокруг, как в сказке «чем дальше, тем страшнее». Мои мысли сейчас далеки от классической весенней истории, которая прозвучала бы, как пир во время чумы. Я считаю важнейшей функцией театра отражение реальности. И я совершаю ритуальное жертвоприношение сказочной «Снегурочки» сегодняшнему времени, под таким условным девизом я выпускаю эту оперу! Не претендуя на новаторство, я хочу через такой известный приём, как перенос действия в современность, в 21 век, осветить злободневные проблемы.
Я бы хотел, как по Достоевскому, чтобы только «Бог и совесть» влияли на личный выбор каждого из нас, но не социум. Поэтому я подниму вопросы нравственности и свободы, чтобы зритель воочию увидел тот «бардак», который сейчас творится и проблемы молодёжи – тик-токеров, инстаграмщиков, фейсбучников, совершенно «замороженных» оковами соцсетей и ограничивающих всю красоту реальности взглядом улитки из раковины!
Ещё недалеки от нас те времена, когда силы социума были направлены на воспитание человека-творца, человека-художника, а теперь, кажется, что всё свелось к тиражированию потребителей! Это приводит к тотальному одиночеству. Сейчас полно таких бизнесменов, а-ля Дед Мороз из моей «Снегурочки»: с женой развёлся, детей воспитывает по воскресеньям, для отвлечения сорит деньгами направо-налево в «дружеских» компаниях, а после воет от одиночества в роскошном дворце!
Меня возмущает полное разложение института семьи и беспокоит судьба современных молодых людей, которые являются частью этих разрушенных семей!.. Потребительская идеология разрушает атмосферу любви и нравственного отношения друг к другу, что в конечном счёте подрывает и личную свободу, лишает человека выбора, потому что размываются понятия «хорошо» и «плохо»!
Пусть зритель будет немного «поцарапан» этим спектаклем. Пусть спорят с ним, ругают или хвалят, но я надеюсь никого не оставить равнодушным к наболевшей теме. Мне хочется дискуссии со зрителем и с самим собой!»
Необычная трактовка «Снегурочки» гармонично уравновешивается глубоким, вдумчивым, традиционным музыкальным прочтением оперы Маэстро Арифом Дадашевым – дирижёром МАМТ им. К. Станиславского и Вл. Немировича-Данченко, Мариинского Театра (Санкт-Петербург).
Глубокое знание музыкального материала, деликатный подход Маэстро к решению творческих задач, а также невероятная стрессоустойчивость, и умение в короткий срок разрешить самую сложную проблему, покорили не только участников, но и всю команду организаторов всецело и бесповоротно. Высокий профессионализм, твёрдость в намерениях, дружеская поддержка, уверенность в успехе – всем этим он с любовью делился со своими подопечными дирижёрам и молодыми исполнителями!
Вот как Ариф описывает свой первый опыт участия в проекте, попутно расставляя акценты, которыми он пользовался, руководя постановочным процессом «Снегурочки»:
«В этом году я впервые принимаю участие в Летней оперно-симфонической лаборатории, для которой мы готовим оперу Н. Римского-Корсакова. Отмечу уникальность самой идеи создания двух оперных спектаклей силами солистов, которые были собраны именно для этого проекта, а также оркестра и хора, двух творческих коллективов, которые впервые встретились друг с другом на первой репетиции, а уже через 20 дней им, а точнее всем нам, надо было представить плоды совместной работы.
Кроме плотного графика репетиций (вокальные уроки, спевки, режиссерские, оркестровые и хоровые репетиции), организаторы лаборатории представили, на мой взгляд, интереснейшую программу мастер-классов, причем не только для вокалистов, но и для концертмейстеров.
Для меня особенно отрадно, что музыкальное руководство оперы Г. Доницетти «Любовный напиток» ведёт великолепный итальянский дирижер, маэстро Федерико Санти. Что же касается нашей оперы – «Снегурочки», то основной задачей для меня было показать все достоинства блистательной оркестровки Римского-Корсакова. Очень надеюсь, что нам удастся передать слушателю те звуковые краски, которыми он рисует эту грандиозную музыкальную картину.»
Организаторы проекта выражают искреннюю благодарность, тем, кто очень помог в этом году с размещением участников и иностранных гостей Лаборатории, а также с помещениями для репетиций: отель «Эрмитаж», хостел «ДобролюбовЪ», а также ГБУК г. Москвы “Дом Культуры “Гайдаровец”.
Будем рады видеть вас на премьерных показах: «Любовный напиток» – 20, 21 и 22 июля; «Снегурочка» – 23, 25 и 25 июля.
Пресс-служба проекта