IV Национальная оперная премия «Онегин» в этом году расширяет свой формат: номинаций стало больше, событий событий тоже.
О том, как «подросла» премия, которая носит имя главного символа русской оперы, нам рассказал заслуженный артист России, продюсер и генеральный директор оперной премии Игорь Дмитриевич Тарасов.
— Игорь Дмитриевич, сейчас, вспоминая цель, которая определила появление «Онегина», можете сказать, что она достигнута?
— Когда мы решили создать эту премию, хотелось в первую очередь восстановить справедливость по отношению к царице театр – опере. Абсолютно непонятно, почему у нас столько разных премий — театральные, вокальные, музыкальные, книжные, балетные, цирковые, кинопремии, премии кукольных театров… А специальная оперная одна — Casta Diva! Но она скорее премия звезд оперы, которые и так замечательно сияют.
В «Онегине» мы захотели представить самые разные стороны оперного искусства: оперные голоса и постановщиков оперы, легенды и дебюты, оперные события и состав участников.
В этом году мы вручаем премию уже в девяти конкурсных и семи внеконкурсных номинациях, среди которых такие как «Душа оперы», «От России с любовью», «Звезда», «Легенда». Наша премия работает с 33 оперными театрами из 40 российских, а география участников — номинантов и лауреатов — охватывает практически всю страну: от Санкт-Петербурга и Москвы до Екатеринбурга, Уфы, Бурятии, Новосибирска…
Мы растем географически, мы расширяем номинации. Однако задача нашей премии не просто «вручение премии», а праздник оперы, создание сообщества, которое объединено любовью к этому искусству — сообщества профессионалов и поклонников.
— Картина оперного театра России сегодня вас вдохновляет?
— Как и всё в нашей стране, эта картина неровная: где-то, казалось бы, далеко от центра, Москвы и Петербурга, оперное искусство развивается очень интересно. Например, НОВАТ — Новосибирский государственный академический театр оперы и в прошлом сезоне представил великолепного «Севильского цирюльника»!
Очень интересные работы в оперном театре Перми, Екатеринбурга. В Башкирском государственном театре оперы и балета, в Уфе, только в этом году состоялись четыре оперные премьеры! Разве это не вдохновляет?
В прошлом году в Сыктывкаре, например, поставили сложнейшую оперу «Сказки Гофмана» Оффенбаха на французском языке — разве это может не радовать? Они в 2018 году получили премию в номинации «Событие».
В этом году впервые заявки на премию «Онегин» подали оперные театры Самары и Челябинска. Но мы видим, что, многим российским театрам катастрофически не хватает, например, финансирования: они ставят оперы, что называется, «своими силами». Может быть, наша премия позволит продвинуть эти площадки, заинтересовать спонсоров и государство в поддержке оперы не только в столицах, но и в провинции.
И мы не можем, конечно, не отмечать постановки тех же столичных театров: какого «Влюбленного дьявола» А.Вустина поставили в этом сезоне в Московском музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко! А чудесный спектакль «Поругание Лукреции» Бриттена, поставленный в Московском театре «Новая опера» – и постановка, и работа солистов замечательные. Эти оперы вошли в номинацию «Состав».
— Среди ваших номинаций нет понятий «спектакль», «постановка», но есть «Состав», «Музыкальный руководитель», «Событие». Почему, например, вы назвали номинацию событием?
— Так уже исторически сложилось: мы нащупывали определения, названия номинации. Слово «событие» нам показалось точным, потому что для премии «Онегин» интересно развитие оперы сегодня: в эту номинацию мы включаем такие постановки, в которых есть прорыв в оперном искусстве или смелое решение в опере.
Например, в прошлом году это была иммерсивная «Пиковая дама» с Петром Наличем в роли Германна.
В этом году среди номинантов «События» постановка оперы «Ермак» А.Чайковского в Красноярском государственном театре оперы и балета имени Дмитрия Хворостовского — это, несомненно, проект социального значения. Среди событий этого года «Орландо, Орландо» Генделя — постановка, объединившая Московский детский музыкальный театр Натальи Сац и «Геликон-оперу», «Оперно-симфоническая лаборатория» New Opera World, “Три сестры” Этвоша Екатеринбургского театра оперы и балета и III Международный фестиваль камерной оперы в Санкт-Петербурге Камерного музыкального театра “Санкт-Петербург Опера”.
Каждый из этих проектов — прорыв. Опера — это же не балетное искусство, у нас нет понятия contemporary – современный. Но в опере возможны новые решения, поиск даже в пределах классических партитур. Однако, как бы ни решался оперный спектакль, главным героем оперы был и остается солист. Поэтому главные номинации для нас «голосовые» — это «Дебют», «Примадонна», «Мастер», «Гость», «Звезда»
— Центральной фигурой оперы все-таки является солист?
— Голос в опере — главное чудо, которое делает это искусство. Я сам профессиональный оперный певец, я помню, почему начал петь: я был потрясен чудом звучания голоса!
Мы любим оперу не за «видеть», а за «слышать», не за спецэффекты на сцене, а за голос, который звучит в пространстве зала и поражает твое сознание, встряхивает твой мозг. Профукать колоратуру, но виртуозно «пропрыгать на правой ножке», изображая чувство, – это не про оперу.
В дирекции премии «Онегин» Сергей Лейферкус, Владимир Тюльпанов, я, Игорь Тарасов, – профессиональные оперные солисты. И мы, конечно, понимаем, что такое голос для оперы. Нет солистов — нет оперы.
И это серьезный вопрос: я сделал как-то срез российских оперных и балетных постановок 20-30 годов XX века — там соотношение четыре к одному. В пользу оперы! А теперь — наоборот. Балет, конечно, получил развитие через блистательных хореографов XX века — от Бежара до Прельжокажа. А опера?
— Может быть, дело в современной школе российских певцов?
— Возможно, дело и в этом… Хотя есть такие педагоги, как Дмитрий Вдовин, который получает, кстати, в этом году премию «Онегин» в номинации «Душа театра». Каждый год из его класса выходят будущие звезды! Это и Максим Миронов, и Дмитрий Корчак, Екатерина Сюрина, Альбина Шагимуратова и многие другие… Ему же удается воспитывать настоящих оперных певцов!
А так, ежегодно музыкальные учебные заведения выпускают сотни певцов, но «коммерческое обучение» чаще всего не производит звезд, а настоящие голоса очень часто уезжают из России — им неинтересно ехать в российскую провинцию, и они становятся солистами немецких провинциальных театров.
В оперном театре сегодня очень много проблем — и кадровая одна из самых острых. Об этом, кстати, мы предлагаем поговорить руководителей театров, продюсеров, меценатов, простых зрителей на Дискуссионом клубе премии «Онегин», заседание которого состоится 30 ноября 2019 в Доме актера имени Станиславского. Это, между прочим, тоже «расширение» нашего формата премии.
— Кого из участников премии прошлых лет «Онегин» открыл и «продвинул»?
— Для таких солистов, как Диляр Идрисова, Богдан Волков, Леша Зеленков, премия «Онегин», конечно, не была стартом, но отметила их взлет и, думаю, сыграла роль в их истории. Сегодня это несомненные звезды. И в этом году будут очень интересные голоса среди дебютов: я не член жюри, но могу прогнозировать, что будет очень интересная история.
— Каковы особенности премии «Онегин» в этом году?
— Во-первых, укрепился союз «Онегина» с Михайловским театром. Это нас очень радует. Во-вторых, нынешняя премия собрала на торжественное вручение 1 декабря в Михайловском театре и гала-концерт 2 декабря в Большом зале Санкт-Петербургской филармонии реально большое количество звезд.
Анжела Георгиу, которая выступит 1 декабря, – это звезда мирового масштаба. Она же получает внеконкурсную номинацию «Онегина» «От России с любовью». А блистательная Ольга Бородина получит премию «Звезда».
Три великолепных тенора будут в программе вручения «Онегина»: Чарльз Кастраново, Сергей Скороходов, Алексей Татаринцев. На сцену выйдут и наш замечательный баритон Борис Пинхасович, и звезда мировой сцены Екатерина Сюрина, которая получит новую номинацию премии «Признание». А тенор с мировым именем Дмитрий Корчак прилетит на два дня в Петербург из Мадрида, где он участвует в постановке «Пиратов», специально на вручение премии и гала-концерт, где они с Сергеем Лейферкусом исполнят оперу Римского-Корсакова «Моцарт и Сальери»!
Гала-концерт 2 декабря будет посвящен именно Сергею Петровичу Лейферкусу — человеку, который стоял у истоков премии «Онегин», является председателям жюри премии и был, кстати, одним из лучших Онегиных в опере П.И.Чайковского. В прошлом году Сергей Петрович не мог быть с нами, потому что он был занят в постановке «Золота Рейна» Рихарда Вагнера в Сеуле, а в этом году у нас есть возможность отметить 50-летие его творческой деятельности.
На гала-концерте в его честь на сцену выйдут такие восходящие звезды, как меццо-сопрано Василиса Бержанская и сопрано Оксана Шилова, очень известный тенор Иван Ожогин (он исполнит с Сергеем Лейферкусом дуэт Ленского и Онегина), хорошо знакомый старшему поколению тенор Виктор Кривонос, сопрано Оксана Шилова и Зоя Цирерина и другие замечательные оперные солисты.
— Скажите, а почему в премии «Онегин» нет номинации «Лучший Онегин»?
— А где найти номинантов? В этом году, правда, номинировался очень хороший Онегин из театра «Зазеркалье» – Григорий Чернецов – буквально одним голосом не попал в номинанты! Роман Арндт, Ленский из той же постановки «Зазеркалья», вошел в номинацию, а Онегин, увы, нет… Это очень сложная партия, это не только голос — это образ.
Когда-то мы с Дмитрием Юровским размышляли, почему это так, и Дмитрий поделился мнением своей бабушки, когда-то балетной артистки, что, если Онегин не может красиво снять перчатки, красиво взять трость, сесть на скамейку, подать руку даме, – это не Онегин. Времена не те, или этому не учат? Не знаю…
Беседовала Ирина Тарасова