Музыканты musicAeterna совместно с банком ВТБ создали «саундтрек» к выставке работ Альбрехта Дюрера, которая открывается 8 декабря 2021 года в Государственном Эрмитаже.
Теодор Курентзис, композиторы и дирижёры оркестра подготовили авторские плейлисты, которые позволят погрузиться в контекст выставки и взглянуть на работы Дюрера через особую – музыкальную оптику.
Альбрехт Дюрер — один из крупнейших мастеров эпохи Возрождения. В 2021 году исполняется 550 лет со дня его рождения. Государственный Эрмитаж отмечает эту дату масштабной выставкой гравюр и рисунков художника. К этому событию приурочен запуск совместного проекта Государственного Эрмитажа и оркестра musicAeterna «Музыкальное измерение» — художественная коллаборация, состоявшаяся по инициативе банка ВТБ.
Наталья Кочнева, старший вице-президент банка ВТБ:
«В рамках общебанковской программы «Культурная страна» ВТБ уже много лет поддерживает Государственный Эрмитаж и коллектив musicAeterna. Совместно с нашими партнерами мы стремимся создавать проекты, направленные на сохранение и развитие культурного наследия, и в этом контексте поиски новых форматов — одна из важных частей этого взаимодействия. Проект «Музыкальное измерение» — это синергия изобразительного искусства и музыки, объединение идеи одной эпохи в двух воплощениях. Мы хотим, чтобы посетители погрузились в контекст художественных произведений, пережили и осмыслили новый опыт, почувствовали атмосферу, в которой творил мастер. Надеюсь, наш проект привлечет дополнительное внимание к выставке работ Альбрехта Дюрера.»
Специально к открытию выставки художественный руководитель musicAeterna Теодор Курентзис, композиторы-резиденты Дома Радио Алексей Ретинский и Андреас Мустукис, дирижер musicAeterna Федор Леднев и главный хормейстер musicAeterna Виталий Полонский подготовили плейлисты.
Они предложили зрителям подборку музыкальных произведений, которые, по их мнению, расширяют представления об экспонированных на выставке работах. Плейлисты станут своего рода саундтреком к выставке. Они опубликованы на странице проекта и доступны посетителям выставки и тем, кто только собирается на нее пойти. В предложенных плейлистах есть и музыка современников Дюрера, и сочинения, написанные намного раньше, и композиции современных авторов.
https://www.classicalmusicnews.ru/interview/aleksej-retinskij-chtoby-v-komnate-zazhech-svechu-v-nej-dolzhno-byt-temno/
Федор Леднев, дирижер musicAeterna:
«Подбирать музыку к гравюрам Дюрера можно, опираясь на множество критериев и нюансов. Можно остановить свой выбор на той музыке, где звучание отсылает к названию гравюры и совпадает с первым впечатлением от изображения. Композиции Грига, Шельси, Ланга и Шаррино становятся идеальным эмоциональным сопровождением для Дюрера.
Можно подбирать музыку, обращаясь к символизму Дюрера, аллегориям, загадкам и тайнам, астрономии, к его растерянности перед тяжестью познания. В этом смысле «Вихрь времени» Жерара Гризе напоминает о неумолимом беге времени. Мы можем выбрать музыку для того, чтобы она помогла нам разгадать загадку гравюры, как может помочь композиция Айвза. И наконец, можно подобрать музыку, которая будет олицетворять совершенство Дюрера. И с совершенством Дюрера может сравниться только совершенство Баха.»
Виталий Полонский, главный хормейстер musicAeterna:
«Дюреровские мотивы вне времени, они «звучат» с равной силой убеждения в музыке, написанной до и после него, современниками художника и композиторами XX-XXI веков. Манеру Дюрера сочетать метафизические материи с подробным изображением природы, быта, забавных игр животных мы «видим», к примеру, в «Птичьих антифонах» Алексея Ретинского. Силу материнской любви, интимную связь матери и ребенка можно почувствовать в «Песне ангела» Джона Тавенера, а бесконечность времени и пространства, гармонию небесных сфер постичь с помощью музыки Арво Пярта или одного из первых известных нам композиторов — Перотина.
Дюреровский драматизм отзывается в музыке Янниса Кириакидеса, а его восхищение перед лицом Божественного милосердия — в инструментальных шедеврах Монтеверди. Анонимная средневековая песня-шествие Stella splendens, однообразная и изменчивая, как человеческая жизнь, очерчивает круг, который объемлет и искусство Дюрера, и его отражения в музыке, и наши чувства.»
Помимо подготовки плейлистов проект «Музыкальное измерение» будет включать в себя подкаст о музыке и изобразительном искусстве, дискуссии с участием кураторов выставки и других экспертов, а также выступления музыкантов musicAeterna.
Виталий Полонский: «Фаэтон» — это в чистом виде барочный театр
Оркестр и хор musicAeterna основаны в 2004 году дирижером Теодором Курентзисом. В коллективе заняты музыканты из 12 стран и 20 городов России. В репертуаре musicAeterna – знаменитые шедевры старинной музыки, знаковые сочинения XIX—XX веков и экспериментальные работы современных композиторов. Оркестр и хор регулярно участвуют в престижных международных фестивалях и выступают на лучших концертных площадках России и мира.
С осени 2019 года musicAeterna работает в статусе независимого коллектива. Творческая резиденция musicAeterna находится в Доме Радио в Санкт-Петербурге, где при поддержке банка ВТБ создан междисциплинарный культурный центр, объединяющий творческие и просветительские программы, авторские экспериментальные и исследовательские проекты, охватывающие различные области современного искусства.
Пресс-служба musicAeterna