
15 апреля 2023 в Концертном зале имени П. И. Чайковского состоится уникальный вечер премьер, который объединит более двухсот исполнителей. Он откроется первым исполнением концерта «Сферы» современного российского композитора Алексея Сысоева. Продолжит программу Реквием Дьёрдя Лигети, ярчайшего представителя послевоенного европейского авангарда.
Московская филармония продолжает абонемент «Другое пространство. Continuo», воссоздающий атмосферу любимого публикой фестиваля современной музыки. 15 апреля слушателей ждут две премьеры: вечер откроется первым исполнением концерта «Сферы» современного российского композитора Алексея Сысоева. Продолжит программу Реквием Дьёрдя Лигети, ярчайшего представителя послевоенного европейского авангарда.
На сцене – Российский национальный молодежный симфонический оркестр, Госкапелла России имени А. А. Юрлова, Госхор имени А. В. Свешникова, солисты – Юрий Фаворин (фортепиано), Андрей Волосовский (перкуссия), Македа Монне (сопрано), Полина Панина (меццо-сопрано), за пультом – Филипп Чижевский.
Юрий Фаворин: «Композиторы предсказывают катастрофы, но мы понимаем это лишь задним числом»
Премьеры – одна из важнейших страниц истории Московской филармонии, год назад отметившей 100-летие. Множество сочинений крупнейших отечественных и зарубежных композиторов прозвучало на ее сценах впервые в Москве, в России, в мире.
Международный фестиваль актуальной музыки «Другое пространство», впервые прошедший в стенах филармонии в 2009 году, во многом был и остается фестивалем премьер. В программах филармонического абонемента «Другое пространство. Continuo» также преобладают московские, российские и мировые премьеры; в заключительном концерте цикла их две.
Что нужно знать о современной академической музыке, чтобы казаться культурным человеком
Первое исполнение в России Реквиема Дьёрдя Лигети приурочено к 100-летию со дня рождения композитора – ярчайшего представителя послевоенного европейского авангарда, чье имя стоит в одном ряду с именами таких титанов, как Пьер Булез, Витольд Лютославский, Луиджи Ноно, Янис Ксенакис, Лючано Берио, Карлхайнц Штокхаузен. В Реквиеме Лигети собирался использовать полный текст заупокойной мессы, но в итоге включил только Introitus, Kyrie и Dies Irae с заключительным разделом Lacrimosa. От Sanctus и Agnus Dei – текстов, где появляется проблеск надежды, – композитор отказался:
«Это реквием по всему человечеству»,
– объяснял он. Грандиозное произведение, требующее огромных исполнительских сил, звучит редко и за шесть десятилетий было записано лишь трижды; его российская премьера – важное культурное событие.
Открывает вечер мировая премьера сочинения, созданного по заказу Московской филармонии: концерт для фортепиано, вибрафона и симфонического оркестра «Сферы» Алексея Сысоева – одного из самых ярких, радикальных и бескомпромиссных современных российских композиторов.
Перкуссионист Андрей Волосовский: «У нас есть, чем удивить зрителя»
«С глубокой благодарностью отмечу то доверие, которое мне оказали,
– рассказывает автор в интервью журналу “Музыкальная жизнь”,
– я получил большой творческий карт-бланш и воспользовался им довольно-таки лихо… это масштабное сочинение, повествующее о большом взрыве и его пульсирующих угасаниях. Добавлю, что образы сферы, пульсации и взрыва вполне реально воплотятся в пространственной реализации моей музыки в зале Московской филармонии.
В “Сферах” в очередной раз моим “заочным соавтором” стал удивительный пианист Юрий Фаворин. Благодаря его экстраординарным техническим возможностям, интеллектуальной глубине и открытости ко всему новому я смог не только создать свои ключевые сочинения, но и развить собственный индивидуальный язык, стать в какой-то степени фортепианным композитором».
Алексей Сысоев: Взвешиваю новую музыку на акустических весах
За пять лет существования Российского национального молодежного симфонического оркестра (РНМСО) современная музыка заняла в его репертуаре важное место.
В 2020 году оркестр представил мировую премьеру сочинения Be@thoven – Invocation Владимира Тарнопольского, написанного к 250-летию со дня рождения Бетховена по заказу Бетховенского фестиваля в Бонне. Тогда же РНМСО выступил на открытии фестиваля «Другое пространство», исполнив сочинения Иоганнеса Марии Штауда, Йорга Видмана, Бернда Алоиса Циммермана, Джона Адамса.
Концерт лауреатов программы «Русская музыка 2.1» стал этапным в истории коллектива, представившего целых четыре мировые премьеры, – сочинения Александры Филоненко, Олега Крохалева, Владимира Раннева, Владимира Горлинского.
Важным опытом для оркестра стало и исполнение Симфонии № 7 Авета Тертеряна – одного из наиболее самобытных советских композиторов второй половины ХХ века. Премьеры сочинений Лигети и Сысоева для молодых оркестрантов – новая ступень исполнительского мастерства.
Пресс-служба Московской филармонии