4 июля 2024 года в Большом разыграется «Буря» — увидит свет рампы новый балет Юрия Красавина в постановке Вячеслава Самодурова.
Это вторая мировая премьера за сезон — и очередная за последние несколько лет, с вполне солидным «порядковым номером», что позволяет уже говорить о направлении, в котором движется театр, не просто формируя, но и «собственноручно», с нуля, создавая свой новый репертуар.
Бурная созидательная деятельность развернулась в области балета: Большой заказывает музыку, приглашает самых востребованных хореографов, имеющих международную известность, но сохраняющих и приверженность своим корням, и пополняет балетный репертуар опусами, в основе которых лежат выдающиеся произведения отечественной и зарубежной классической литературы и драматургии.
Вернув в этом году в афишу легендарный спектакль так называемого «золотого фонда» — «Ромео и Джульетту» Прокофьева – Лавровского, Большой решил пополнить свою шекспириану балетной версией пьесы-завещания шотландского барда.
Одна из самых мудрых, печальных и просветлённых пьес Шекспира, будучи переведена на язык балета, обретёт в Большом облик яркий, созвучный сегодняшнему дню и отражающий достижения высоких театральных технологий.
Спектакль настолько необычный, что в ходе его подготовки было решено провести его презентацию для зрителей, возродив таким образом традицию представления публике грядущих балетных премьер, существовавшую в Большом в середине 2000-х годов.
Хореограф-постановщик Вячеслав Самодуров, по его словам, ставил своей целью затронуть основные аспекты этой великой пьесы:
«Наши главные вопросы — что такое человек и цивилизация, естество и культура. Для меня важная, сложная тема — природа власти и природа милосердия. Но мы находимся на территории танца, а танец — это тело. И это позволяет приблизиться к пониманию природы не в пейзажном, а в более глубоком смысле. Что такое человек, кто он? Кто из этих персонажей более человечен.»
Сценограф Алексей Кондратьев подчёркивает важнейшую роль, которую играет в этом спектакле свет (художник по свету Сергей Васильев). Декорации, весьма далёкие от имитации пустынного берега заброшенного острова, оживают и вступают в игру под воздействием буквально пронизывающего их света.
Художник по костюмам Игорь Чапурин называет свет «футуристичным» и считает, что он является одним из самых надёжных средств, помогающих следить за развитием сюжета и эмоциональными переживаниями персонажей, которыми их наделяет хореограф.
Кондратьева чрезвычайно увлекает идея рассмотреть эту пьесу как разыгрываемое театральное действо — своего рода театр в театре. Волшебник Просперо, который, как кукловод-великан, дёргает за нити тех марионеток, что собраны им на пустынном острове, видится нашему художнику-постановщику неким не самым добрым (а такое бывает) режиссёром, стремящимся подчинить своей воле артистов, занятых в ставящемся им экспериментальном спектакле.
Но как человек сугубо театральный, Алексей Кондратьев полагает, что, если тебя настигает буря, лучшим убежищем от неё как раз и могут стать стены и сцена театра, где, конечно, тоже разыгрываются бури, но всё же постановочные, играющие отражённым светом.
Вячеслав Самодуров: “Мне интересно с сильными людьми, со слабыми работать непродуктивно”
Для Игоря Чапурина главной в «Буре» стала та мысль, к которой в конце концов приходит волшебник Просперо: «Милосердие сильнее смерти». В представлении нашего художника по костюмам необитаемый остров, на котором разворачивается действие балета, отринут миром добра, но служит идеальным фоном для того, чтобы показать блуждания человека вокруг, в общем, очень простых и ясных истин.
Что такое желание жить. Что такое умение быть человеком. Что такое умение желать стать человеком. Что такое ненависть. И во что эта ненависть способна превратить человека. А превратить его она может либо в дикаря, либо, напротив, преодолев себя, может отпустить и позволить ему вернуть человеческий облик.
Костюмы — материалами, цветовой гаммой, кроем, применёнными современными технологиями и теми различиями в подходе, что продемонстрированы в одеяниях людей и духов, — сулят зрителям немало открытий и сюрпризов.
248-й сезон стал бенефисным для композитора Юрия Красавина. Обе мировые премьеры — «дело его рук». Отвечая на вопрос, не стала ли «Буря» пространством ритмических экспериментов или скорее нужно было сочинять музыку «в ноги», наш композитор отвечал, что начинал он в более сдержанных тонах, но г-н Самодуров подверг его суровой критике, и первый акт, в итоге, был переписан от начала и до конца.
Хореографу хотелось активности, переменных ритмов — и Красавин чуть было не впал в другую крайность, однако им всё же удалось закончить работу на одной волне. Партитуру свою он считает довольно сложной, но это его не беспокоит, поскольку в оркестре Большого театра
«работают прекрасные музыканты — каждый по отдельности просто зверь — и они умеют играть».
В спектакле заняты многие ведущие и молодые артисты балетной труппы Большого.
Премьерная серия показов пройдёт 4, 5, 6 (12:00 и 19:00) и 7 июля.