09 февраля 2022 года в 19.00 Санкт-Петербургский Дом музыки под руководством Народного артиста России Сергея Ролдугина приглашает на концерт цикла «Солисты Дома музыки в Мариинском / Молодость и Мастерство».
На сцене Мариинского-3 (ул.Декабристов, 37) с сольной программой выступит Лауреат XVI международного конкурса им. П.И. Чайковского (2019), пианист Алексей Мельников. В концерте прозвучат фортепианные миниатюры: 24 прелюдии Шопена, Вариации на тему Корелли и Этюды-картины Рахманинова.
Программу откроет цикл Шопена из 24-х прелюдий ор. 28 – один из самых поразительных по красоте, богатству и разнообразию инструментальных сборников эпохи романтизма. Основная часть пьес была написана композитором с 1836 по 1839 годы в Париже, в период расцвета его гениального дарования.
Именно благодаря Шопену прелюдия из внежанровой миниатюры становится совершенно независимым, самостоятельным фортепианным жанром, художественная цель которого – передать одно психологическое состояние, один образ. Шопен установил порядок изложения прелюдий по квинтовому кругу с чередованием параллельных – мажорных и минорных – тональностей.
Лишь дважды в рамках одной пьесы возникнут контрастные образы (прелюдии № 10 и № 15), во всех остальных образ-настроение сохраняется до последней ноты. В них можно уловить черты декламации (№ 2), мягкое виолончельное звучание (№ 6), черты мазурки (№ 7), ноктюрна (№ 15), марша (№ 9 и № 20).
Алексей Мельников: «Ранимые музыканты, как правило, самые интересные»
Продолжат вечер сочинения Рахманинова. Вариации на тему Корелли написаны композитором в 1931 году во Франции. Тема в духе средневекового танца фолии заимствована из Двенадцатой скрипичной сонаты итальянского композитора Арканджело Корелли. Двадцать вариаций можно сгруппировать в три раздела, подобно сонатному циклу, с лирической светлой серединой и драматическим бурным финалом, в котором отчетливо слышен мотив знаменитой секвенции Dies irae – символа смерти.
Определение «этюды-картины», которое Рахманинов дал пьесам двух своих циклов, указывает на их характерную особенность – виртуозность в сочетании с яркой образностью. В основе каждой миниатюры есть некая программная идея, в некоторых прослеживается определенный сюжет. Первый цикл (op.33) закончен в 1911 году. Из этой тетради в концерте прозвучат этюды №2 и №3. Второй цикл (op.39) закончен в 1917 году, незадолго до отъезда Рахманинова из России. Будут исполнены этюды №6, №8, №9.
Алексей Мельников (фортепиано), 31 год – выпускник Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского (класс Народного артиста России, профессора Сергея Доренского и его ассистентов Николая Луганского, Павла Нерсесьяна и Андрея Писарева). Победитель и обладатель специальных призов (приз зрительских симпатий, приз критиков, приз оркестра) Международного конкурса пианистов в Сан-Марино (2014). Победитель Международного конкурса исполнителей фортепианных концертов в Канту (Италия, 2015). Победитель II Манхэттенского международного музыкального конкурса (США, 2017). Лауреат III премии XVI Международного конкурса им. П.И. Чайковского (2019). Стипендиат Фонда В. Спивакова, фонда «Новые имена». Участник программ Дома музыки с 2016 года.
Пресс-служба Санкт-Петербургского Дома музыки