14 и 15 ноября 2019 года пройдут премьерные показы спектакля «Анна Каренина» в Большом театре Беларуси.
Большой театр Беларуси готовится к премьере - балету «Анна Каренина» по одноименному роману Льва Толстого.
В качестве музыкальной основы избрана музыка гениального современника писателя Петра Чайковского. Несмотря на то, что балетная история «Анны Карениной» насчитывает не одно десятилетие, постановка, над которой работают балетмейстер-постановщик Ольга Костель и дирижёр-постановщик Андрей Галанов, обещает стать и свежим авторским прочтением знаменитого сюжета, и новым взглядом на «альтернативную историю» русского искусства - сотворчество Льва Толстого и Петра Чайковского.
Великое произведение литературы, поднимающее череду вечных вопросов любви и нелюбви, счастья и несчастья, возможности и невозможности, столь насыщенное событиями, смыслами, образами, символами, роман «Анна Каренина» и сам стал одним из самых концентрированных и одним из самых известных воплощений символики железной дороги в искусстве.
Прибегнув к железной дороге как определённому художественному мотиву, разъяв его на составные части, предъявив читателю скрежет металла, непреодолимость пути и всю необъятность смыслов, стоящих за этими частями, Толстой одновременно дал миру культурный код, открывший суть своего времени и сотворил новый символ. С тех пор «Анна Каренина» - портал, метафорический железнодорожный узел, связывающий пути искусства в самых неожиданных точках пространства и времени.
Произведение искусства всегда обусловлено законами универсума и поэтому оно всегда «генеалогично», вписано в культуру прошлого, настоящего и будущего. Буквально - история Анны Карениной получила богатое развитие в виде многочисленных переводов и переизданий в разных странах мира, драматических театральных постановок, десятков экранизаций и не только.
Опосредованно - афоризм, с которого Толстой начал своё повествование, как выяснилось, нёс не только глубокий философский смысл, но и серьёзный рациональный заряд: взятый на вооружение самыми разными отраслями науки «принцип Анны Карениной» стал прекрасным инструментом для описания невозможности положительного результата опыта при наличии хотя бы одного отрицательного фактора.
Cпустя почти столетие после первой публикации проза Льва Толстого была воплощена в танце. В 1972 году появляется балет Родиона Щедрина, поставленный Майей Плисецкой совместно с Натальей Рыженко и Виктором Смирновым-Головановым. Дерзость и дерзновенность замысла, помноженные на гениальность художников, их воплотивших, открыли для «Анны Карениной» огромную перспективу нового пути – балетного.
Широко известно высказывание Родиона Щедрина:
«выбирая путь для музыкального решения, я склонился к мысли обратиться к партитурам композитора, чье творчество было ближе всего Толстому, который был вровень с ним по таланту и значению для истории нашей отечественной культуры. Я имею в виду П. И. Чайковского…
Я пришел к решению использовать в музыке некоторые тематические и формообразующие элементы инструментальных сочинений Чайковского, совпадающие по времени написания с годами замысла и работы Толстого над романом „Анна Каренина”. Не могло не быть общности восприятия, оценки, совестливого отношения к жизни, общности „сочувствия” у двух великих русских художников — при всем различии их темпераментов и вкусов!»
Принятое композитором решение стало основой не только его балета, но и во многом заложило фундамент для музыкальных концепций новых балетов по роману Толстого.
Балет Родиона Щедрина сразу же получил признание и благоприятную сценическую жизнь как в оригинальной постановке М. Плисецкой, Н. Рыженко и В. Смирнова-Голованова, так и в параллельно возникающих хореографических версиях (Д. Парлич – 1972, Э. Суве - 1973, М. Мнацаканян -1990, Ю. Сморигинас -2000, А. Ратманский - 2004) и сегодня идущих на разных сценах мира.
«Анна Каренина» как балетный сюжет вышла за рамки одного произведения уже в 1970-е годы, когда для труппы Австралийского балета был поставлен одноименный спектакль Андре Проковского (1979), полностью озвученный музыкой Чайковского. Составителем композиции выступил дирижёр-постановщик Гай Вульфенден, отобравший для балета материал увертюры-фантазии «Буря», сюиты № 2, «Мазепы», музыки к драме «Снегурочка», «Орлеанской девы», цикла «Времена года», «Размышления», вальса № 6 ор. 51, Сентиментального вальса из Сюиты №3 и финала Фортепианного трио ор.50. Впоследствии этот балет был поставлен в США, России и Канаде.
Идея компилляции небалетной музыки в качестве основы для балета «Анна Каренина» оказалась весьма плодотворной, причём в большинстве случаев в поисках материала постановщики вновь обращаются к музыке П. И. Чайковского.
Приведу краткий список балетных спектаклей «Анна Каренина», поставленных в XXI веке (не считая новые постановки балета Щедрина):
- 2005 – Санкт-Петербургский государственный академический театр балета Бориса Эйфмана. Балетмейстер-постановщик Борис Эфйман. Музыка П.Чайковского: фрагменты симфоний (№ 2, № 6, «Манфред»), сюит (№1 и №2), симфонических фантазий «Франческа да Римини» и «Буря», симфонической баллады «Воевода», увертюр-фантазий «Гамлет», «Ромео и Джульетта» и др.;
- 2010 - Театр танца А | CH. Балетмейстер-постановщик Анжелика Холина. Музыка А. Шнитке;
- 2012 - Московский государственный академический театр им. Е. Вахтангова. Балетмейстер-постановщик Анжелика Холина. Музыка А. Шнитке;
- 2015 - Balletto di Milano. Балетмейстер-постановщик Тиит Каск. Музыка П. И. Чайковского: Элегия, Меланхолическая серенада, романсы и др.;
- 2017 - Гамбургский балет (копродукция с Большим театром России). Балетмейстер-постановщик Джон Ноймайер. Музыка П. И. Чайковского (струнный квартет №1, сюиты №1 и 4, «Евгений Онегин»), Юсуфа Ислама (псевдоним К. Стевенса) и А. Шнитке (использована музыка к кинофильму «Комиссарша»). Премьера в Большом театре России – 2018 г.;
- 2019 -Joffrey Ballet (копродукция с Австралийским балетом). Балетмейстер-постановщик Юрий Посохов. Композитор – Илья Демуцкий;
- 2019 - Челябинский государственный aкадемический театр oперы и балета им. М. И. Глинки. Балетмейстер-постановщик Вера Арбузова. Музыкальный руководитель и дирижер–постановщик Евгений Волынский. Музыка К. Монтеверди, В. А. Моцарта, Ф. Листа, С. Рахманинова, О. Респиги, Б. Бриттена и Л. Левашкевича.
Возможно, это перечисление не полно, но и из него вполне очевидно, что в последние годы сюжет «Анны Карениной» всё больше пленяет умы хореографов и стимулирует их творческую фантазию.
Постановка «Анны Карениной» в Большом театре Беларуси была задумана несколько лет назад. По признанию балетмейстера-постановщика Ольги Костель, инициатора спектакля, первые мысли о балете возникли шесть лет назад, а кристаллизация концепции заняла около трёх лет. Важно, что уже на самом начальном этапе процесс создания был поддержан неравнодушными людьми: на формировании либретто сказалось плодотворное общение с переводчиком и драматургом Ириной Герасимович, более глубокому осмыслению произведений Чайковского помогали беседы с композитором Константином Яськовым. Далее на работе сконцентрировалась основная постановочная группа.
Музыкальная композиция балета «Анна Каренина» формировалась постепенно и была в итоге существенно пересмотрена в сравнении с исходным проектом. Изначально планируемый материал – три последние симфонии Чайковского – был дополнен частями симфоний «Манфред» и «Зимние грёзы». Неизменным остался принцип бережного подхода к музыкальному тексту: части симфоний практически не подвергаются сокращениям и никак не видоизменяются.
Сохранена в целом и хронологическая идея – основой балета (за исключением части из первой симфонии «Зимние грёзы») стали произведения, написанные Чайковским параллельно с выходом «Анны «Карениной» и после него, т.е. именно та музыка, которая была создана композитором, уже знавшим роман Толстого. Показательно, что из всей музыки композитора, созданной после 1877 года (это, напомним, публикация последней части романа, общественный кризис в России и личный кризис Чайковского) постановщиками была выбрана только музыка симфоний, поскольку именно в этом жанре была с особенным драматизмом, глубокой философичностью и невероятным трагизмом воплощена основная тема его творчества – тема фатума.
«Анна Каренина» - название для Большого театра Беларуси новое. И тем не менее, этот балет уже стал для театра спектаклем особой судьбы - последней работой главного художника Александра Костюченко, ушедшего из жизни за несколько месяцев до премьеры. В сценографии мастер хотел воплотить и давящий колорит, и пронизывающую произведение Толстого символику дороги, и диалектику внутренних и внешних отражений, и саму психологию разрыва – отношений и жизней.
Сценография наполнена символами: место действия – вокзал – символическое пространство расхождения путей, разрыва семейных отношений; зеркала – внутреннее отражение героев, их совесть; чемоданы - атрибуты вокзала и метафорическое выражение тех кирпичиков, из которых складываются семейные ценности…
Ольга Костель, балетмейстер-постановщик спектакля:
«Наш спектакль — о конфликте живого человека и механистичного общества, конфликте живого чувства и псевдонравственности. Анна – очень сильная женщина, и она остается таковой до конца, полностью осознавая как свои поступки, так и их последствия. Став жертвой обстоятельств фактически, она позиции жертвы не принимает. Мне хочется показать и то, как другие люди, связанные с Анной, реагируют на вызовы реальной жизни, ведь жизнь часто нерациональна и несправедлива.
И, кстати, мы сегодняшние живем так же сложно, как герои Толстого. Как себя ведем? Как вообще в таких ситуациях надо себя вести?.. Вместо подлинников нам постоянно подсовывают эрзац и говорят: это и есть счастье. Всюду латекс и силикон…
Когда приходит беда, люди ищут ответы на свои мучительные вопросы именно у Толстого».
Андрей Галанов, дирижёр-постановщик:
«Мы можем много рассуждать о Чайковском как о культурном явлении, но композитор каждый раз рождается тогда, когда звучит его музыка. И каждый раз интерпретация, условия исполнения создают новый его облик. Музыка Чайковского передаёт сам дух времени романа «Анна Каренина». Объединяя произведения Чайковского и Толстого, мы объединяем эстетику литературного и музыкального языков того времени».
Премьера спектакля состоится 14 и 15 ноября 2019 года.
Ольга Егорова, Большой театр Беларуси