В июне 2022 года состоялся финал престижного Международного конкурса пианистов имени Вана Клиберна в Форт-Уорте (США, штат Техас). Обладателем второй премии и серебряной медали стала российская пианистка Анна Генюшене.
Мы имеем счастливую возможность послушать молодого лауреата 28 июня в Малом зале консерватории, где состоится её сольный концерт.
В окружении сочинений композиторов-романтиков — «Фантастических пьес» и «Венского карнавала» Шумана, Баллад Брамса, транскрипции Листа фрагментов из оперы «Аида» Верди — прозвучит и опус XX века, Соната Белы Бартока.
Сочинение написано в январе 1926 года, после двух лет творческого молчания, было впервые исполнено самим композитором. Концентрация и богатство изобретений, мастерство формы и новизна делают сонату самым значительным произведением Бартока для фортепиано соло и одной из величайших сонат, когда-либо написанных после Бетховена, открывая путь ко многим последующим произведениям современников.
Как говорит Анна Генюшене,
«моя страсть — придумывать программы со смыслом. Например, первое отделение — Баллады Брамса и соната Бартока. На первый взгляд, это набор пьес, которые никаким образом не связаны друг с другом, но на самом деле, это не так.
И Брамс, и Барток часто обращались в своем творчестве к фольклору. Сочиняя Баллады (опус 10), Брамс отталкивался от многих поэтических первоисточников, так, в основе первой баллады лежит шотландская поэзия.
Барток в своей Сонате собрал множество славянских ладов и попевок. Несмотря на сложность партитуры, эту сонату никак нельзя считать простым набором аккордов и диссонантных звуков. Это целый пласт культуры, зашифрованный в нотный текст».
И еще:
«Мне близка мысль о том, что интерпретатор есть канал, через который воля композитора декларируется в жизнь. Авторский замысел есть в своем творчестве к фольклору. Сочиняя Баллады (опус 10), Брамс отталкивался от многих поэтических первоисточников, так в основе первой баллады лежит шотландская поэзия.
Барток в своей сонате собрал множество славянских ладов и попевок. Несмотря на сложность партитуры, эту сонату никак нельзя считать простым набором аккордов и диссонантных звуковнекоторый прототип скрижалей, доставшийся нам в наследство. И как бы ни чарующ был первичный порыв воображения и вдохновения, доминирования воображения над текстом не должно быть».
Абонемент №22 «Эстафета Веры». Малый зал Московской консерватории, 28 июня 2022 года, 19.00.
Пресс-служба Московской консерватории