Рене Флеминг – оперная примадонна в пятницу впервые в России выступила с сольным концертом в Московском международном доме музыки. Перед концертом певица дала интервью Ольге Романцовой.
– В книге «Внутренний голос» вы даете советы молодым певцам, рассказывая, что полезно и что вредно для голоса. Вы делились собственным опытом или тем, о чем узнали от наставников?
– В основном я делюсь собственным опытом. Всегда стараюсь прислушиваться к себе и поступаю так, как подсказывает внутренний голос, а он меня редко подводит. Но кое-что я, конечно, восприняла и от педагогов: они были у меня на протяжении всей жизни.
– И сейчас есть?
– Есть. Я считаю, что мне еще нужно многому научиться, и отношусь к себе как к ученице, студентке.
– Чему же вы учитесь?
– Если сравнить мою работу с работой художника, то я к каждой партии сперва делаю набросок фигуры и, когда она уже четко видна на полотне, начинаю маленькой кисточкой отделывать детали. Читаю книги по психологии, актерскому мастерству. Ведь у каждой партии масса составляющих: и звук, и музыка, и создание образа, и точная дикция. Так вот каждую из составляющих нужно пытаться довести до совершенства.
– Что вы испытываете, когда поете?
– Я пою и как будто вижу звук: он выглядит как большая, объемная сфера. Она становится больше, я вижу на ней какие-то формы. Иногда у меня даже ощущение, что я стала в два раза выше, чем на самом деле.
– Это какая-то фантастика.
– Я думаю, чудо уже то, что человек может петь и что его голос способен передавать различные оттенки музыки, написанной разными композиторами. Лет 10 назад прочла книгу, где говорилось, что творческий человек только тогда выполняет свое предназначение, если сквозь него проходит энергия, посланная автором. Вот иногда и я чувствую себя проводником такой энергии. Когда пою классические произведения, все время думаю о том, сколько певиц исполняло их до меня. Мне кажется, между нами возникает связь. С одной стороны, это очень приятно. С другой – это огромная ответственность. Я стараюсь оставаться на таком же высоком уровне и помню о традициях даже в том случае, если пытаюсь привнести что-то новое.
– У вас две дочери, сколько им лет, и не поют ли они?
– Старшей дочери 15 лет, младшей – 14. Младшая серьезно занимается пением. В последние годы она поет в хоре “Метрополитен-опера”. Она впервые вышла на сцену в опере «Пиковая дама», которой дирижировал Пласидо Доминго.
– Продолжаете ли вы сотрудничество с дирижером и пианистом Андре Превеном?
– Зимой у нас будет концерт в Карнеги-холле.
– Какие партии вы собираетесь петь через 15 лет?
– Надеюсь, что через 15 лет я уже буду отдыхать.
Ольга Романцова, “Газета”