Студенты Московской государственной консерватории выложили видео с лекции о культурной политике России.
На записи преподаватель Фарида Кульмухаметова велела студенту четвертого курса Даниилу Пильчену зачитать текст о «пятой колонне» и поименный список «врагов народа».
Студент зачитал список саркастическим тоном. На следующей лекции преподаватель намекнула ему на отчисление. Об этом изданию «Медуза» рассказал сам Пильчен.
Лекции о культурной политике России
«Уроки культурной политики» проходят каждую неделю по пятницам. У нашего курса они начались с февраля, а в Московской консерватории их преподают уже второй год, но раньше они почему-то были только у первого и пятого курсов, а теперь у всех. Преподает их [доцент кафедры гуманитарных наук Московской консерватории, кандидат экономических наук] Кульмухаметова Фарида Минахматовна.
Это поточные лекции, которые читаются даже не одному, а сразу двум курсам. Так как эта женщина [Кульмухаметова] имеет экономическое образование, она рассказывает в основном о финансировании искусства, о том, как это все работает, иногда переходит на какие-то явные пропагандистские штучки.
Как правило, она просто зачитывает документы с сайтов Минкульта о том, сколько миллионов кому выделили. Пропагандистские темы все довольно очевидные — западные ценности против традиционных, традиционная семья, «женщине место на кухне, мужчине — на работе» и так далее. На первой лекции нам рассказали о государстве как субъекте культурной политики, о том, как нам навязываются западные ценности и, в том числе, болонская система образования.
В конце года студенты сдают зачет, но если поприсутствовать на определенном количестве лекций и сделать доклад, его можно получить «автоматом». Доклады можно делать на разные темы — финансирование культуры, культурная экспансия, патриархальная семья и прочее.
Как студенты консерватории воспринимают эти лекции
Студенты обычно особенно никак на все это не реагируют. Большинству просто по барабану. Активно реагирую только я один — при молчаливом одобрении меньшей части аудитории и достаточно громком неодобрении всех остальных.
Я каждый раз как-нибудь выступаю на этих занятиях, я таким образом просто развлекаюсь: прихожу и троллю эту женщину. Те, кто меня не одобряет, говорят что-нибудь вроде «морду бы тебе набить», «что ты тут выэтосамое», «сидел бы молчал» и все в таком духе.
Как проходил урок 17 марта о «пятой колонне» и «предателях»
В аудитории было 30-40 человек. Начиналось все довольно сдержанно, преподавательница просто рассказывала, где и сколько платят нашим сотрудникам культуры, как с этим сейчас плохо и как все это в ближайшем будущем станет хорошо. Потом она сказала, что мне, мол, надо отойти, а вы, молодой человек, прочитайте вот этот текст [про «пятую колонну» и «предателей»].
Очевидно, преподавательница намеренно дала читать текст именно мне, зная, как я отношусь к этим урокам. Текст был на четыре страницы, во вводке объяснялось, что такое «пятая колонна», потом о том, чем эта «колонна» занимается в России, кто в нее входит, чего они хотят и так далее. И в конце этот список прекрасный [представителей «пятой колонны» в России].
На этот раз аудитория скорее реагировала одобрительно на мою иронию, хотя, как слышно на видео, не все. Большинству просто хотелось, чтобы все поскорее закончилось, и они бы смогли заниматься своими делами — и основное возмущение было по поводу того, что все слишком затянулось. Потом вернулась Фарида Минахматовна, забрала у меня бумажку и решила прочитать текст самостоятельно, уже без комментариев.
Что было на следующей лекции
Вчера (23 марта 2017) на очередной лекции о культурной политике какие-то девочки с нашего курса делали доклад на тему, как хорошо было бы жить в патриархальной семье. Потом эта женщина рассказала, что она разговаривала с кем-то из учебного отдела, и они обсуждали, что меня можно было бы и отчислить. В конце она прочитала несколько абзацев о какой-то реформе финансирования и об институте меценатства.
Во многих материалах СМИ упоминается, что Даниил Пильчен – композитор. На YouTube можно найти несколько записей его произведений. Вот одна из них:
На сайте “Дождь” была выложена частичная расшифровка видео урока в Московской консерватории :
Пильчен: Список врагов народа. Только я по-русски буду читать, а не как тут написано.
Людмила Алексеева, основатель Московской Хельсинской группы
Евгения Альбац, главный редактор The New Times
Актриса Лия Ахеджакова
Прошу прощения, чем она насолила?
Преподаватель: Она не насолила, она выбрала просто свой путь, и всё.
Студенты: И сразу мы враги народа? За свой путь?
Аркадий Бабченко, журналист
Оксана Баршева (Ксения Ларина)
Пильчен: В скобочках — это что такое? Она вышла замуж, поменяла имя?
Преподаватель: Я с ней лично не знакома, вы самое главное сделайте акцент на Ксении Собчак.
Пильчен: Ксении Собчак?
Студенты: Там объясняется, за что?
Преподаватель: Путин называет «пятую колонну» предателями.
Студенты: Предателями? А, да.
Пильчен: Хорошо, предателями. Список предателей.
Станислав Белковский
Ну это ладно
Нателла Болтянская, ведущая программы «Авторская песня» на радиостанции «Эхо»
(смех)
Константин Боровой, председатель партии «Западный выбор»
Преподаватель: Помните такого? Полный-полный. По телевизору вел передачу.
Пильчен: А он враг, потому что полный?
(смех)
Преподаватель: Я этого не сказала, я примерно о том, кто это такой.
Пильчен: Вы же говорите, что Путин называет этих людей предателями. Вы же разделяете линию, которую наш вождь пропагандирует?
Преподаватель: Наш вождь?
(смех)
Пильчен: (иронично) А вы так не считаете? А может вас записать сюда на буковку К?
(смех)
Преподаватель: Читайте дальше. А просто сказала, кто такой Боровой.
Пильчен: Боровой — толстый. Запомним. Дмитрий Быков тоже полный, кстати.
Дмитрий Быков, писатель и поэт
Алексей Венедиктов, возглавляет коллектив «Эха Москвы»
Пильчен: Кстати! А давайте вспомним, кому принадлежит… не принадлежит, а кто является основным акционером «Эха Москвы»?
Студенты: «Газпром-медиа». Также как и ТНТ.
Пильчен: «Газпром-медиа». Получается, что наше правительство … окей, частные кампании, которые принадлежат друзьям нашего правительства финансирует врагов народа. Это где видано?
Студенты: Это для того, чтобы сказать, что страна находится в демократическом положении.
Пильчен: Конечно. Но где же видано, чтобы правительство финансировала предателей?
Преподаватель: Так спокойно!
Пильчен: Может где-то в правительстве сидят либералы?
Преподаватель: А вы не прочли?
Пильчен: Я прочел, я просто подтверждаю основную идею, где у нас сидит-то «пятая колонна».
Студенты: А можно уже идти?
Преподаватель: А у нас уже время?
(шум)
Пильчен: До четырех. Еще полчаса.
Леонид Волков, соратник Навального
Денис Вороненков, бывший депутат Госдумы
Преподаватель: (отбирая список) Так, теперь самые главные…
Пильчен: Самые главные враги, давайте!
Преподаватель: Замолчал и сел.
Пильчен: Ой, ничего себе.
Преподаватель: Более известные люди — Гайдар, вы знаете?
Студенты: Гайдар работал в правительстве.
Преподаватель: Также его супруга. Тихо! Горбачев.
Студенты: Горбачев вообще не живет в России.
Преподаватель: Есть такой Джемилев Мустафа. Слышали? 16 марта — три года присоединению Крыма, и после того, как Крым присоединился к России, этот Джемиль Джемилев (*настоящее имя — Мустафа Джемилев) устаивал у нас эти провокационные беспорядки. Каспаров, шахматист, помните? Киселев Евгений, помните такой по телевизору был?
Студенты: Да, конечно!
Преподаватель: Вот он. Дальше. Макаревич Андрей, знаем?
Пильчен: А Макаревич за что?
Преподаватель: Это вы у него спросите.
Пильчен: Нет, это я у вас спрашиваю! Вы же называете его.
Преподаватель: Я еще раз… я его не называю предателем.
Пильчен: Хорошо, пятая колонна равно предатели. Что он плохого сделал? Скажите. Что плохого сделал Андрей Макаревич?
Преподаватель: Ты закроешь свой рот?
Пильчен: Нет, я не закрою свой рот.
— После урока задай свой вопрос!
— Может ты закроешь свой рот?
Пильчен: Нет, я не закрою свой рот.
— Ты уверен?
Пильчен: Уверен.
(шум)
— Он имеет право говорить.
— Он задерживает нас.
— Угрозы — это уголовное дело.
Преподаватель: Тихо! Вы зачем реагируете на провокатора? А тебе — закрыть рот до конца занятия.
Пильчен: Я не закрою свой рот.
Преподаватель: Ты мне будешь каждое занятие так срывать?
Пильчен: Конечно
(смех)
<…>
Преподаватель: Я при всех говорю, так ведет себя только дебил.
Студенты: Это оскорбление.
Пильчен: Вы мне диплом врача покажите свой, раз вы мне даете диагноз.
<…>
Преподаватель: Встаньте и выйдите отсюда!
Пильчен: Нет, не выйду.
Преподаватель: Пошел вон отсюда!
Пильчен: Не пойду.
<…>
Преподаватель: Ты отнимаешь наше время.
Пильчен: Нет, это вы отнимаете наше время, вы отнимаете у нас два часа в неделю своей пропагандой.
<…>
Преподаватель: Ливанов, министр образования, который уже не министр образования. Познер Владимир.
Пильчен: Простите, Познер работает на «Первом канале». На «Первом канале» у нас предатели работают? На государственном телевидении? Вы серьезно?
Преподаватель: Сванидзе, как бывший министр финансов. Теперь про Собчак. Ксения Собчак, скорее Ксения Бесфамильная, по признанию ее матери, Ксения не является дочерью Анатолия Собчака. Понимаете?
Пильчен: Не очень
Преподаватель: Это я просто говорю информацию.
Пильчен: Это что значит? Вы особенно обращаете наше внимание на то, что Собчак не является чей-то там дочерью. Это с чем связано?
<…>
Пильчен: Расскажите. Вы просто уходите от вопроса. Я понимаю, что вам по барабану, вы отрабатываете свою жалкую зарплату. Вы же занимаетесь черт знает чем!
Преподаватель: Я отрабатываю свою жалкую зарплату, разговаривая с таким жалким студентом, как вы.
ClassicalMusicNews.Ru, по материалам “Медуза” и “Дождь“