30 июня 2017 года в Рахманиновском зале Московской консерватории ансамбль «iCQ-project» представит программу “In a Pattern”.
Название концерта “In a Pattern” представляет собой английское слово, которое определяет основной элемент минимализма в музыке – направления, зародившегося в конце 60-х годов в галереях Нью Йорка.
В минимализме этот элемент тождествен целому, границы его начала и конца условны, форма адекватна времени, в котором существует.
Три американских композитора, представленные в программе “In a Pattern” всё же очень разные. Стива Райха принято считать одним из основателей направления, Концептуалист Фредерик Ржевский пользуется минималистскими техниками тогда, когда ему это нужно для воплощения идеи, а Дэвид Лэнг уже считается постминималистом.
Семь лет назад «iCQ-project» представил московской публике российскую премьеру произведения легендарного американского композитора Стива Райха “Double Sextet”, написанный ко вручению композитору в 2009 году Пулитцеровской премии.
В 2015 году ансамбль записал и включил “Double Sextet” в альбом Vaticination (Предсказание), наряду с произведениями Сильвестрова, Пелециса и Адамса.
В 2016 году анстамбль принимал участие в фестивале Soundscape, который проводился совместно с фестивалем Архстояние.
В июне 2017 года ансамбль принимает участие в открытии фестиваля Aufwind в Вене.
Ансамбль «iCQ-project»:
Ася Соршнева (скрипка);
Ольга Дёмина (виолончель);
Мария Алиханова (флейта);
Валентин Азаренков (кларнет);
Ксения Башмет (фортепиано);
Андрей Винницкий (ударные).
В концерте принимают участие:
Наталия Черкасова (фортепиано);
Антон Прищепа (кларнет);
Владимир Терехов (ударные);
Марк Бурлай (чтец).
Программа
Дэвид Лэнг:
— «These broken wings» для флейты, кларнета, скрипки, виолончели, фортепиано и ударных.
— «Light moving» для скрипки и фортепиано.
Стив Райх:
— «Violin Phase» для скрипки и записи (или четырёх скрипок).
— «Vermont Counterpoint» двойной секстет для флейты, кларнета, скрипки, виолончели, фортепиано, ударных и фонограммы.
Фредерик Ржевский:
— «Coming together» для чтеца и ансамбля.
Фредерик Ржевский:
«Пьеса «Coming Together» была написана в декабре 1971. В сентябре этого же года заключённые тюрьмы «Аттика» в Нью-Йорке восстали и взяли контроль над частью здания. Среди их требований в первую очередь было признание права заключённого на «человеческое лечение». После нескольких дней переговоров губернатор отдал распоряжение полиции взять тюрьму силой.
Впоследствии было убито 43 человека, включая охранников, которых взяли в заложники заключённые. Одним из убитых был Сэм Мелвилл, чьё письмо своему другу было опубликовано в журнале. Письмо описывало время, проведённое Мелвиллом в тюрьме.
Текст произвёл на меня сильное впечатление, с одной стороны, своей поэтичностью, а с другой стороны, своей скрытой иронией. Я читал его раз за разом. Мне казалось, я пытался одновременно выхватить чувство физического присутствия автора и разгадать скрытый смысл простого, но в то же время двусмысленного языка»,
– писал Фредерик Ржевский.
Дэвид Лэнг:
«Все три части секстета “These broken wings” сконцентрированы на трёх различных физических, а так же музыкальных состояниях. Музыка первой части требует от исполнителей невероятной концентрации и выдержки. Печальные нисходящие ходы доминируют в медленной второй, части – здесь я дал смутные, но, надеюсь, вдохновляющие исполнителей, объяснения о том, что они должны в паузах ронять предметы.
Музыку третьей части я хотел сделать танцевальной, как бы подталкивающей вперёд, в надежде, что это будет стимулировать исполнителей делать то же самое.
Когда молодые Стив Райх и Филипп Гласс жили рядом друг с другом в Нью-Йорке в конце 60-х, они основали фирму по перевозке мебели под названиями «Chelsea light moving». Их фирма долго не продержалась, но мне всегда нравились замысел и название. И, так или иначе, моя пьеса напоминает мне о том времени, том месте и тех звуках»,
– рассказывал Дэвид Лэнг.
«Violin Phase» (1967). В разные периоды творчества Стив Райх пишет пьесы сериями, основанными на технике письма, которая его в тот момент занимает. В 60-70-е годы это был «фазовый сдвиг» – Piano Phase, Violin Phase, Phase Patterns, Clapping Music, Music for pieces of wood, в 80-е – идея выведения всей музыки из одной партии-серия «контрапунктов» для различных соло инструментов с электроникой. К ним относится и Vermont Counterpoint (1982) для флейты и фонограммы или одиннадцати флейт.
“Двойной секстет”(Double Sextet), удостоившийся Пулитцеровской премии в 2009 году, был заказан ансамблем Eighth Blackbird и впервые исполнен в Ливерпуле, в зале St. George, 21 ноября 2008 года.
Это произведение для шести или двенадцати музыкантов, которые играют одновременно с воспроизведением записи их же исполнения.
Часть программы “In a Pattern” будет представлена 1 июля 2017 года в Башмет центре.
Пресс-служба Московской консерватории