Классика минимализма, музыка обладателя Grammy, препарированный рояль, исполнители в масках, записанные звуки поездов: Московский ансамбль современной музыки выступит в Большом зале Петербургской филармонии.
20 марта в Большом зале Петербургской филармонии выступит Московский ансамбль современной музыки – один из лучших российских коллективов, исполняющих сочинения XX и XXI веков. На концерте «Голос кита 2.0» прозвучат пьесы американских композиторов: от создателя музыкального «Черного квадрата» Джона Кейджа и классика минимализма Стива Райха – до авангардиста Джорджа Крама и постминималиста, обладателя Grammy, автора музыки к фильмам Паоло Соррентино Дэвида Лэнга.
Наряду с традиционными музыкальными инструментами на концерте прозвучат и необычные: пьесы Кейджа будут исполнены на препарированном рояле – его звучание будет изменено с помощью дополнительного оборудования, пьеса Райха «Разные поезда» сложится из звучания квартета музыкантов и записи звуков поездов и фрагментов препарированной речи, для исполнения «Голоса кита» Крама все исполнители, согласно идее композитора, должны будут надеть маски, а пианист будет играть не только на клавишах, но и на струнах рояля.
На создание пьесы «Голос кита» (1971) Джорджа Крама вдохновили «песни» горбатого кита. По замыслу автора, сочинение охватывает события от начала до конца времен, его средние части-вариации носят названия геологических периодов – от Архейской эры (4 миллиарда лет назад) через Мезозойскую, когда Землю населяли динозавры, к Кайнозойской, в которой живет современное человечество.
Пьесы «Примитив» и «Тотемный предок» были написаны великим композитором и философом XX века Джоном Кейджем в 1940-е годы, когда он подрабатывал аккомпаниатором в классах современной хореографии. Создатель знаменитой пьесы 4’33 – музыкального «Черного квадрата», манифестирующего принципиально новое отношение к музыкальному времени и музыкальному звуку, Кейдж также изобрел так называемое «подготовленное фортепиано».
В стремлении расширить возможности традиционного инструмента, он открыл в нем непредсказуемые тембры, усилив ударное начало.
«Разные поезда» (1988) Стива Райха – классика американской музыки, одного из основоположников минимализма – это композиция для квартета и фонограммы со звуками поездов и перекомпонованной речью: именно речь становится основополагающим компонентом целого, из ее интонаций вырастают мелодии.
«Идея пьесы пришла из моего детства,
– поясняет композитор,
– Когда мне был год, родители развелись [и стали жить в разных городах], из-за этого в 1939-1942 годах я часто переезжал на поезде из Нью-Йорка в Лос-Анджелес и обратно. В то время поездки казались мне захватывающими и романтичными. А теперь, оглядываясь назад, я думаю, что, если бы я был в Европе в те годы, то как еврей я бы поехал на совсем другом поезде. Имея это ввиду, я хотел создать произведение, которое точно отразило бы эту ситуацию».
Пьеса состоит из трех частей: «Америка – Перед войной», «Европа – В годы войны», «После войны»: в основу первой из них положена записанная речь гувернантки композитора, с которой он в детстве ездил между городами, в основу второй – воспоминания бывших узников концлагерей.
Пьеса «Мой совершенно пустой рот» (1999) обладателя Пулитцеровской премии и премии Grammy, автора музыки к кинофильмам Паоло Соррентино, постминималиста Дэвида Лэнга – возникла из фразы (My Very Empty Mouth), которой его учили в детстве, помогая запомнить порядок планет: Меркурий, Венера, Земля, Марс. «Теперь я уже не помню всего предложения, и потому остальная часть солнечной система утрачена».
В 2003 году композиция вышла на альбоме Child, ставшего для Лэнга «попыткой изучить разные переживания, какими я их помню из своего детства».
«Что мне больше всего интересно, особенно сейчас, когда у меня есть свои дети, так это то, что детство – это время, когда человек учится думать, чувствовать, двигаться вперед,
– говорится в авторской аннотации к альбому,
– Поскольку каждое музыкальное произведение каким-то образом должно научить слушателя своим собственным правилам, показать, как именно оно работает, это сравнение я считаю содержательным».
Московский ансамбль современной музыки – один из немногих в нашей стране коллективов, ставящих своей целью исполнение сочинений XX и XXI века и обладающих в этой области экспертным статусом. Созданный в 1990 году композитором Юрием Каспаровым при непосредственном участии лидера российского авангарда Эдисона Денисова, к настоящему моменту ансамбль осуществил более 1000 российских и мировых премьер.
Билеты на концерт доступны в кассах и на официальном сайте Петербургской филармонии.
Приобрести билет на концерт можно в том числе по Пушкинской карте.
Пресс-служба Санкт-Петербургской филармонии