Обзор Елены Кушнеровой — пианистки, выпускницы ЦМШ по классу Т. Е. Кестнер, Московской консерватории и аспирантуры по классу профессора С. Л. Доренского.
Мне сегодня (уже вчера) невероятно повезло, подарили билет в 9-й ряд партера с левой стороны. То есть, я сидела прямо за членами жюри, можно сказать, слушала их ушами.
Сначала несколько соображений.
Помните те времена, когда Большой зал с напряжением слушал октавы из концерта Чайковского? Практически никто не играл их чисто! Если кто-то играл чисто, то хотелось прямо в середине, после них, заорать браво (как начинают кричать в балете после 16 фуэте). Сегодня все, вдумайтесь, абсолютно все играют «неисполнимые» октавы абсолютно чисто. Просто, как спортсмены на допинге.
Если кому-нибудь особо одаренному придет в голову нападать на меня за то, что я критикую финалистов, а сама в финал не прошла, сделаю сразу предупреждающий удар. А если кто-то критикует, кто даже и на 2-й тур не попал… или вообще не принимал участия в конкурсе Чайковского? А бывает и совсем интересное кино: критикуют теоретики, то есть люди вообще неиграющие. Так что с этим сразу разобрались.
Именно, вспоминая мои выступления на конкурсе Чайковского, (хотя и прошло уже почти 30 лет), пришла к решению, что не хочу никого критиковать. Объективно — все молодцы. Все великолепные пианисты, все безупречно играют. И, хотя я исписала замечаниями во время прослушивания почти весь блокнот, боюсь, ничем (или почти ничем) не воспользуюсь. Потому что каждого можно закритиковать до смерти, разобрать по кирпичикам и вдогонку буквально в каждом такте сделать несколько замечаний.
Сегодня я почувствовала, что просто не хочу этого делать. Слишком хорошо знаю я на своей шкуре, какая у нас тяжелейшая профессия, как невероятно трудно выдержать музыканту такой марафон и как жесткая критика может повлиять на психику молодого человека. У меня, по счастью, с психикой все в порядке, поэтому несмотря на то, что меня многократно пытались стереть с лица земли, «меня все ещё есть», более того, я весела и до сих пор играю на рояле.
Меня все время спрашивают, какие мои прогнозы, как распределятся премии. Друзья! Заниматься подобными прогнозами — дело неблагодарное. Давно не даю никаких прогнозов. Все равно ошибусь. Хоть чему-то я в жизни научилась!
Опрос: кто из пианистов достоин первой премии Конкурса имени Чайковского?
Теперь перейду наконец к делу. Сегодня прослушивание задержали на полчаса. При этом не извинились и не объяснили, почему. Сразу поставила себя на место пианиста, который стоит полчаса за кулисами и ждет своего выхода. Этим «счастливцем» оказался российский пианист Алексей Мельников.
В программе — 1-й Чайковского и 3-й Рахманинова, такой «интеллигентный набор». Вот, обещала не критиковать, а все же посетую немного. На мой вкус было в Чайковском много «оттенков», отсутствующих в нотах. Я понимаю, что уже всем этот концерт так приелся, что хочется хоть что-то поменять, хоть чем-то отличиться. Мой совет (которого никто не спрашивает) — будьте проще! Ничего не выдумывайте, старайтесь предельно точно играть текст. Слушать гармонии и представлять себе, хотя бы приблизительно, о чем эта музыка.
Мне показалось, что Алексей ужасно волновался, темпы были запредельные, оркестр, совершенно ополоумевший от космических темпов, просто «урезал» все реплики, потому что физически их сыграть невозможно. Опять повторюсь. Думаю, это происходит во-первых, от волнения, и во-вторых, от того, что пианисты находятся просто в невероятной пианистической форме! То есть, руки могут сыграть все в 3 раза быстрее, мозг не успевает контролировать пальцы.
Поэтому надо включать какой-то невероятный контроль и играть для себя откровенно медленно. Тогда есть шанс, что сыграешь в нормальном темпе. Несмотря на это, все октавы, все пассажи, все каденции были сыграны идеально чисто! Но вот эта торопливость все же сильно отражается на музыке, мы не успеваем услышать, не то чтобы насладиться, гармоническими изменениями, мелодической линией, а находимся все время в какой-то страшной гонке, когда буквально забываешь дышать.
То же самое можно написать и про 3-й Рахманинова. Каким же пианизмом надо обладать, чтобы сыграть просто текст в таком темпе! С другой стороны, это и правда напоминает спортивные соревнования на скорость. Впечатление не усиливается с возрастающим темпом, а напротив, ослабляется. Невольно ловишь себя на том, что улыбаешься. Просто следишь за тем, сорвется или нет. Нет, Алексей абсолютно чисто отыграл всю программу, никаких технических погрешностей, фальшивых нот или прочих недостатков. Так что поздравляю его с удачным выступлением.
Пианисты продолжают выступления в финале Конкурса Чайковского
Вторым номером выступал 22-летний пианист из Франции Александр Канторов. Многие помнят, как он мне не понравился на первом туре. Но вот интересное дело! В целом его выступление на конкурсе (если брать все туры) шло по восходящей. И сегодня наступила кульминация. Пианист вышел, такой расслабленный, вальяжный…
На этом месте хочу отправить читателя к тому месту в моих обзорах, где я объясняю, почему иностранцам в каком-то плане легче играть на Чайковском. Над ними не довлеет то, что над нами, а именно: самый-самый-самый Конкурс, для наших, по-видимому, он остался самым главным и самым престижным. Как иначе объяснить то, что в нем принимают участие концертирующие артисты, выигравшие уже все возможные конкурсы. Для нас выход в БЗК — это и честь, и восторг, и ответственность. Ну а что такое этот Большой зал для молодого француза? Ещё один красивый зал, возможность выступить перед публикой, показать себя…
В общем, по сравнению с Мельниковым, день и ночь. Настолько мне показался Канторов сегодня свободным, как будто ему вообще плевать на этот конкурс, и на его исход, и на то, кто что подумает или скажет.
И выбор концертов был необычен — 2-й Чайковского и 2-й Брамса. Каждый концерт идет по 50 минут. Конечно, можно сказать (как многие и говорили), что это не Чайковский был, и не Брамс… На это вспоминается старая консерваторская шутка: «Это не Шопен!» — сказал член жюри, прослушав сонату Листа. С моей точки зрения, это был интересный опыт музицирования.
Теперь, исходя из вышеизложенного обещания не критиковать, скажу, что выступление Канторова было свободным, он показал себя интересным музыкантом со своим взглядом на исполняемую музыку (то, что многие с этим взглядом не согласны, не играет особой роли).
Все было сыграно практически чисто (хотя у меня были в начале Чайковского претензии к педали) с подкупающим обаянием и с мощной энергетикой. У него своеобразный темперамент, сильная индивидуальность. Правда, в Чайковском темпы тоже зашкаливали, но он справился! Я люблю этот концерт, есть в нем какая-то радость жизни, и лирика, и свежесть! Поскольку сама его играла, было по дороге много замечаний. Но, несомненно, концерт прозвучал очень свежо и воодушевлённо!
2-й концерт Брамса — это один из самых сложных фортепианных концертов. Там есть и драма, и знаменитый немецкий Schwermut, и замечательная лирика, и вдруг… совершенно неожиданный весёленький и даже легкомысленный финал. Одно то, что 22-летний музыкант играет этот концерт, уже крупное достижение! Но при том, что у меня свой взгляд на это сочинение (одно из моих любимых), на мой взгляд, Канторов с честью справился. И не только справился, но как-то втянул публику в свое поле, да так, что его без конца вызывали на поклон. Сколько раз, не спрашивайте, убежала общаться.
Ещё раз убеждаюсь, как меняет всю картину 3-й тур! Интересное кино получается, вполне непредсказуемое. Это как в спорте — одни сразу начинают быстро бежать и к финишу теряют силы и проигрывают. А кто-то потихоньку, экономя силы, в пол-свиста, а к финишу — на втором дыхании, как из пушки. Вот такая картина маслом!
Завтра (сегодня, 27-го) последний день, играют 2 финалиста: замечательный американский пианист Кеннет Броберг и любимец московской публики из Японии Мао Фудзита. Затем, наверное, поздно ночью, жюри объявит результаты этого марафона. Но это все произойдет, к сожалению, без меня. Завтра покидаю Москву и прилечу домой, когда уже все закончится. Придется мне «после драки» кулаками махать.