«Виктор Третьяков – эталонный скрипач во всем объеме этого понятия», – сказал о Викторе Третьякове Юрий Башмет.
Виктор Третьяков родился 17 октября 1946 года в Красноярске. Его отец, Третьяков Виктор Васильевич, был трубачом военного оркестра, умелым резчиком по дереву, делал гитары и контрабасы (прадед изготовлял скрипки). Мать – Третьякова Евдокия Григорьевна, в молодости играла на гитаре и пела в церковном хоре.
В детстве Витя приобщился к военному оркестру, когда солдат отправляли на летние учения в полевые лагеря. В 4 года он вышагивал впереди музыкантов, играя на крышках от кастрюль, громко и в такт. Музыку в семье любили, хотели, чтобы сын стал ей учиться. В 6 лет Виктор переехал с родителями в Иркутск. В 7 лет мать повела его в музыкальную школу, обратившись к первому, кто ей встретился. Это был педагог по скрипке Ефим Гордин, который нашел у мальчика отличный музыкальный слух и пригодные для скрипки руки. Так определился путь будущего выдающегося российского скрипача.
Через год Гордин обратился к видным московским педагогам, чтобы они взяли к себе столь способного мальчика. Отозвался Юрий Янкелевич, становившийся знаменитым педагогом. По его рассказу, пришел худенький мальчик с копной светлых волос и серыми глазами, солидно достал из толстого портфеля кипу нот и стал играть пьесу за пьесой, поразив обширностью репертуара и хваткой в игре. Янкелевич решил взять его в ученики. Занятия шли почти 20 лет. Родителям с большим трудом удалось переехать в Москву, и в 1954 году Третьяков поступил в музыкальную школу музыкального училища при Московской консерватории, где малышами непосредственно занималась Инна Исааковна Гаухман.
Несмотря на огромные успехи, мальчик не любил упражняться на скрипке. Его спросили: «Ты любишь заниматься?» – «Нет». – «А почему же учишься?» – «Мамочка велит».
В 10-летнем возрасте Виктор был отобран для участия в фильме «Первые радости» на роль Ваньки Рагозина и снимался летом на Волге. В 1959 году его перевели в Центральную среднюю специальную музыкальную школу (ЦМШ) при Московской консерватории. Янкелевич, занимаясь с ним, не стремился сделать из «золотого мальчика» вундеркинда. Тот же поражал своим техническим умением: на один из технических зачетов, где играл Третьяков, собрался полный зал, и один из членов комиссии сказал:
«Такое исполнение гаммы бывает раз в столетие».
Будучи учеником 5-го класса, в 1959 году Третьяков выступил в престижном Большом зале Московской консерватории с исполнением недавно написанного Концерта для скрипки Дмитрия Кабалевского с оркестром музыкального училища.
«Успех был огромный, почти триумф. Все отметили и технику, и эмоциональность, и свежесть звучания, хотя Третьяков играл на самой заурядной скрипке…»
(Я. Седов. Соло первой скрипки // Музыкальная жизнь, 1997. № 3. с. 19).
Немало удивлял Третьяков и тем, что стал продвинутым пианистом. Однажды в класс Янкелевича не пришел концертмейстер, а играть требовалось Концерт для скрипки Брамса. «Витя, выручай!» – воскликнул педагог. Виктор Третьяков с листа сыграл «аккомпанемент», не сбившись и не взяв фальшивых нот. Таких музыкантов в мире – единицы (в частности, М. Ростропович).
Регулярно концертировать Виктор Третьяков начал с 17 лет и неуклонно шел к своим вершинам. Учеником 10 класса он одержал победу на Всероссийском конкурсе, а затем был удостоен 1-й премии на Всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей (1965).
Отлично занимаясь по всем предметам, Третьяков окончил ЦМШ с золотой медалью. В характеристике, помимо высочайшей оценки музыкальных способностей, значилось следующее: «Увлекается историей, литературой. …Живой, остроумный, пользуется большим авторитетом среди учащихся. Скромный и отзывчивый». Круглым отличником он был и далее – в вузе и ассистентуре-стажировке.
В 1965 году В. Третьяков поступает в Московскую консерваторию, в класс почитаемого и любимого Ю. Янкелевича. Педагог внимательно изучает «бойцовские» качества ученика и готовит его на самое ответственное состязание – Конкурс имени П.И. Чайковского. Ему вручают скрипку Страдивари из Госколлекции музыкальных инструментов.
Завоевание первой премии и золотой медали на Международном конкурсе имени П.И.Чайковского в 1966 году, совершённое Третьяковым, 19-летним первокурсником консерватории, стало судьбоносным для него и событийным для отечественного искусства. Председатель жюри Давид Ойстрах записывал против фамилии Третьякова:
«Первый тур. …Может быть, это самое привлекательное и искреннее дарование, которое я у нас когда-либо встречал. …Второй тур. …Если не произойдет чуда, первая премия в его руках. … Третий тур. …Играет ярко, воодушевленно, великолепно в отношении мастерства. Владеет собой великолепно. …Никаких сомнений в том, что его Чайковский на голову выше Чайковского всех его конкурентов…»
(В. Юзефович. Quattuor de quattuor // Советская музыка 1979. № 9. С.56/.
Член жюри из США Е. Цимбалист говорил:
«С первых же туров я не видел иной возможности присуждения первой премии никому, кроме как Виктору Третьякову»
(Я. Седов. Соло первой скрипки // Музыкальная жизнь 1997. № 3. С. 19/.
Произвело впечатление также и разнообразие программы Третьякова, куда вошли концерты Хачатуряна и Моцарта, части сонаты Баха и пьесы Чайковского («Мелодия», «Вальс-скерцо», «Меланхолическая серенада»), также современные сочинения Пейко и Эшпая. Но особенно ярко блеснул молодой скрипач исполнением Первого концерта Паганини, чем заслужил почётное прозвище «наш Паганини».
Третьяков уже был подлинным, редкостным виртуозом, его больше влекла музыка быстрая, чем медленная. Но в его манере подметили нечто более глубокое: виртуозность как выражение «определенного эмоционального тонуса, важнейшие компоненты которого – душевный подъем, праздничность, избыточная, хлещущая через край энергия, свобода душевных проявлений.»
Больше Виктор Третьяков в конкурсах не участвовал. Перед ним распахнулся широкий музыкальный мир, последовали многочисленные приглашения давать концерты, делать записи. Сразу же после конкурса прошла волна гастролей по крупнейшим городам СССР: Киев, Минск, Ленинград (Петербург), Вильнюс, Горький, Свердловск… И всюду бурный успех.
В консерватории он удостоился стипендии имени В.И. Ленина. В 1967 году награжден премией Ленинского комсомола. Началась большая гастрольная волна по зарубежным странам, что было головокружительно для любого советского музыканта, тем более в 20 с небольшим лет. В 1967–1970 годах наряду с концертами по СССР он выступил в Италии, Франции, Португалии, Англии, Финляндии, США, Японии, Голландии, Югославии, Чехословакии, Польше, Венгрии, Болгарии, ГДР. «Чудо-скрипач», «Русский покорил Америку», «Паганини ХХ века», – таковы были отзывы в прессе.
В 1970 году В. Третьяков открывал международную музыкальную программу «Бетховен и его время», в 1972 году – Венский фестиваль. На 5-м курсе был избран депутатом Московского горсовета депутатов трудящихся. В 1970 году окончил консерваторию и был направлен на работу солистом Московской филармонии. В том же году поступил в ассистентуру-стажировку заочного отделения – снова к Янкелевичу, до окончания в 1973 году. Профессор писал о нем:
«Выдающийся исполнитель….Все время серьезно работает над собой и растет как музыкант».
Он посчитал, что его ученик уже побывал в 17 странах мира. В 1973 году Третьяков был удостоен звания «Заслуженный артист РСФСР». Его инструментом становится скрипка работы Н. Гальяно.
Личность Виктора Третьякова как человека и музыканта к этому времени уже вполне сложилась.
«Третьяков обладает счастливым даром располагать к себе людей, вызывать чувство симпатии и приязни.»
(Г. Цыпин. Трудное таинство (Советская культура. 18.08.1988).
«Во всем его поведении на эстраде была какая-то располагающая к себе импозантность, солидность, за всем угадывался сложившийся, устойчивый характер.»
(Р. Соболевский. Виктор Третьяков // Музыкальная жизнь. 1968. № 20. С. 10).
Сам Третьяков так размышлял о слушателе:
«…При выборе той или иной программы необходимо учитывать не только интересы собственного творческого роста, но и запросы аудитории. Концерт непременно должен быть интересен слушателям…»
На вопрос о главных ценностях у музыканта он отвечал:
«Прежде всего – артистизм, проявляющийся… в умении захватить аудиторию, увлечь ее, убедить правдивостью своей интерпретации … Далее – вкус. Для меня существует своеобразная магия концертного зала. Кажется, что даже стены и те помогают. Каждый раз, выходя на сцену, я испытываю удивительный подъем сил, радость от общения со слушателем, вижу живые лица, глаза… Может быть, поэтому я не люблю записываться… Меня сковывают атмосфера студии, микрофоны, словно закрывается в душе какой-то важный клапан, не позволяющий высказываться свободно, естественно…»
Может быть, из-за этого прирожденного чувства аудитории (вместе с уверенностью в своей технике), Третьяков обладает редкостной способностью – не слишком волноваться перед концертом. Главная черта Третьякова-музыканта – гармоничность.
«Цельность артистической натуры и гармоничность составляющих ее оригинальных черт – вот, пожалуй, наиболее точная характеристика исполнительской индивидуальности Третьякова»
– так писала А. Григорьева.
Прежде всего, гармонична его чисто музыкальная составляющая: красивый звук, безупречная точность исполнения, великолепный вкус и чувство стиля. Обаятелен эмоциональный импульс: искренность, простота, благородство, такт. Чувство гармонии сказалось в выборе репертуара – почти все внимание уделено классике: Бетховену, Мендельсону, Брамсу, Чайковскому, Сен-Сансу, также Прокофьеву и Шостаковичу, уже ставшим классиками. И на этом идиллическом фоне вырисовывается то, что создает своеобразие и многосторонность его интерпретаций: то «оттенок нервности и остроты», «страстная, “распахнутая” лирика», «горячность исполнения», то «мужественная простота», отказ (в «Поэме» Шоссона) от «одностороннего романтического толкования», наклон к «объективной передаче содержания».
«Третьяков вернул скрипке ее уже забытое инструментальное великолепие. Его исполнение – это взрыв чувств и эмоций, доведенных до экзальтации», – восхищенно писала итальянская пресса в 1967 году.
(«Виктор Третьяков – грандиссимо!» // Советская музыка. 1976. № 7. С. 132–133/.
«Непосредственность», «душевное здоровье», «редкое чувство меры и благородство» – вот чем восторгалась пресса Москвы. Обращаясь к какому-нибудь классическому шедевру, например «Крейцеровой сонате» Бетховена, Третьяков сначала слушал в записи разные ее исполнения. И не опасался копирования:
«Это стимулирует мысль, развивает фантазию, заставляет искать свое решение…»
Умея «с птичьего полета» охватить пространство крупного произведения, Третьяков вполне овладел и структурой всего концерта:
«Программа должна слушаться с неослабевающим вниманием от начала до конца…. При составлении программы необходимо точно распределять кульминационные зоны, правильно расставлять все смысловые акценты…»
Параллельно с обширным концертированием Виктор Третьяков уделял внимание и педагогической деятельности. В 1979 году уже находился в составе Московской консерватории, став там профессором, а в 1983 году, после смерти Л. Когана, возглавил и кафедру скрипки. Насколько ценна была эта его работа, говорит, например, один из его учеников:
«…Попасть в класс профессора Третьякова было настоящим подарком судьбы. О таком преподавателе можно было только мечтать! Пять лет я учился у лучшего из наших педагогов, имел возможность постигать азы настоящего Мастерства с большой буквы.»
(К. Шахгалдян. http://www.shakh-music/teachers.html).
Среди десятков его учеников – лауреаты международных конкурсов С. Стадлер, И. Калер, Н. Лихопой, Д. Берлинский, Д. Австрих, И. и М. Почёкины. Свою музыкально-исполнительскую деятельность В. В. Третьяков расширил, обратясь к дирижированию. С 1983 по 1991 год он был главным дирижером Камерного оркестра России, того знаменитого коллектива, который был создан Р. Баршаем. Продолжая традицию основателя, Третьяков исполнял Генделя, Баха, Гайдна, Моцарта, Россини, Чайковского, также Бриттена, Шостаковича, даже Шнитке (Концерт для фортепиано). Здесь он реализовал свой «гармонический талант», проникся глубокими трагическими эмоциями. Так, Камерную симфонию Шостаковича до минор (версия 8 квартета) исполнял в Японии на 40-летие атомной бомбардировки, и слушатели плакали. Позднее Третьяков руководил Камерным оркестром в Мюнхене.
С живой памятью о своей победе на Конкурсе имени П.И. Чайковского Виктор Третьяков стал возглавлять жюри конкурса скрипачей на этом состязании – с 1986 по 1994 год. В качестве члена жюри участвовал в работе других престижных международных конкурсов – в Брюсселе, Ганновере, Хельсинки. По его инициативе в 1990 году организован Музыкальный фонд имени Ю.И. Янкелевича, президентом которого он стал, – в честь своего незабвенного учителя.
И все это время Третьяков неустанно облетал планету в качестве солиста-скрипача. Выступал со знаменитыми дирижерами: М. Ростропович, Ю. Орманди, Ю. Темирканов, В. Гергиев, В. Федосеев, Л. Маазель, М. Янсонс, З. Мета, К. Пендерецкий, К. Кондрашин. В камерных программах самым постоянным, многолетним его партнером был М. Ерохин. Камерное содружество связывало его также с С.Рихтером, М.Ростроповичем, О.Каганом, Квартетом Бородина. Играл и в составе квартета с Ю.Башметом, Н.Гутман и В.Лобановым.
С 1996 году стал профессором Высшей школы музыки в Кёльне (Германия, где поселился вместе с семьей), давая также и мастерклассы во Франции, Германии, Японии.
О том, как преобразовалась его манера исполнения, ярко пишут рецензенты.
«…Развились, упрочились, ….к примеру, его склонность как исполнителя к широким и масштабным звукопостроениям. Его манера игры смелым и размашистым звуковым “мазком”»
(Г. Цыпин. Трудное таинство // Советская культура. 18.08.1988/.«… “Тихие тона”, уравновешенность и мудрость проявляются в трактовках Третьякова всё отчетливее. Одна из его «коронных пьес» – ностальгический “Вокализ” Рахманинова, который он раньше играл как жалобную исповедь, доводя до слез особенно чувствительных слушателей, – сейчас звучит у Третьякова строго и возвышенно, почти бесстрастно. Однако богатырская мощь и волевой напор музыканта никуда не исчезли, такова уж природа его дарования»
(Я. Седов. Соло первой скрипки // Музыкальная жизнь, 1997. № 3. с. 20/.«…Совершенно фантастическая музыкантская воля и завидная способность играть, не давая слушателю возможности отвлечься на что-либо, включая оркестр. …Виктор Третьяков – великий музыкант, в какой-то степени он просто гипнотизирует своим исполнением…»
(Б. Лифановский. Концерт Виктора Третьякова и Натальи Гутман 20 марта 1998 г. // Московский музыкальный вестник.).
В.В. Третьяков – народный артист СССР (1987), народный артист РСФСР (1978), лауреат Государственной премии РСФСР имени
М.И. Глинки (1981), лауреат премии Ленинского комсомола (1967), лауреат престижных премий имени Д. Шостаковича (от Благотворительного фонда Ю.Башмета, 1997) и «Триумф» (негосударственная российская, 2002). Награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» III и IV степени (1996, 2006). Им выпущено свыше 50 грамзаписей фирмами «Мелодия», «Sony/BMG», «Live Classics», «Olympia», «Brilliant Classics» и другими.
По выражению Е. Ложкиной, приуроченному к 60-летию артиста, «Виктор Третьяков – музыкант поколения мировых завоеваний советской державы (от полета Гагарина в космос до несомненного лидерства в гонке артистических достижений).»
Виктор Третьяков увлекается историей и конным спортом. Любит играть на фортепиано. Живет в Кёльне (Германия).
ClassicalMusicNews.Ru