Если бы кто-то взялся составить список людей, чей вклад в культуру ХХ века был самым значимым, наверняка где-то ближе к началу этого списка нашлось бы место для хореографа Джорджа Баланчина.
Четыре сотни его балетных опусов вписаны в историю танца, а театры всего мира почитают за честь вписать балеты Баланчина в свою афишу.
Грузин по национальности (его настоящее имя – Георгий Баланчивадзе), он родился в 1904 году Петербурге, закончил хореографическое училище, танцевал на сцене Мариинского театра.
С трудом пережив трудности Гражданской войны, он уехал в Европу – на гастроли. Там работал в труппе Сергея Дягилева, а с 1933 года его домом стала Америка.
Полвека он жил и творил в США, где сначала создал балетную школу, а затем известный на весь мир театр – Нью-Йорк Сити Балле. Постановки прославленного хореографа по сей день являются визитной карточкой труппы.
Бесспорное украшение репертуара – бессюжетный триптих «Драгоценности». «Изумруды», «Рубины» и «Бриллианты» впервые были показны в 1967 году в Нью-Йорке.
О том, как родился замысел «Драгоценностей», сам Баланчин писал так:
«Идея нового балета в костюмах, украшенных драгоценными камнями, возникла, когда мой друг Натан Мильштейн познакомил меня с ювелиром Клодом Арпельсом. Позже я увидел потрясающие камни в его коллекции в Нью-Йорке. Конечно, я всегда любил драгоценные камни; в конце концов, я ведь восточный человек, я грузин. Я люблю цвета драгоценностей, красоту камней».
Это балет в трех частях на музыку трех разных композиторов, и точно также различна их хореография, – пояснял в своих записках Баланчин. – Первая часть – “Изумруды” – поставлена на музыку Форе. Описывать сами танцы было бы скучно, так как в них нет никакого литературного содержания.
Если эта часть балета вообще что-нибудь изображает, то, возможно, это мои воспоминания о Франции, Франции элегантности, комфорта, моды и духов.
Некоторые находили, что вторая часть – “Рубины” – изображают Америку. Но я вовсе не имел это в виду. Это просто музыка Стравинского (“Каприччо для фортепиано и оркестра”), которую я всегда любил, и которую мы со Стравинским решили использовать, приспособив ее для ведущей пары танцовщиков, солистки и кордебалета.
“Бриллианты” поставлен на балерину и ее партнера, группу солистов и большой кордебалет».