45 лет на оперной сцене. 40 лет служения Куйбышевскому-Самарскому академическому театру оперы и балета.
Его прекрасный тенор звучал на многих крупнейших сценах Европы, странах Африки, в Австралии.
Валерий Бондарев, заслуженный артист России, по-прежнему служит в театре, ставшим его вторым домом.
18 июня Мастер сцены Валерий Бондарев отмечает 70-летие. Он по-прежнему красив и все так же очаровывает голосом и актерским мастерством. С юбилеем, дорогой Валерий Григорьевич.
А читателям предлагаем отрывки из книги, которая только что вышла в свет в издательстве Программы международного обмена “Project Garmony «Гарц» 2017”. Отрывки из глав подобраны так, чтобы читателю приоткрылись и жизнь, и путь в искусстве большого Певца и Артиста.
Валерий Бондарев: солнечность таланта и судьбы
Артист, которому посвящена эта книга, находится в рассвете своих юношеских сил… почти 70 лет! Из которых 40 он отдал служению Самарскому (Куйбышевскому) академическому театру оперы и балета. Именно служению. Поэтому эти 40 лет по праву можно назвать эпохой Валерия Бондарева в истории самарской оперы.
Солнечный тенор! Красивый, солнечный человек! Большой артист. Такого уровня таланта, мастерства и такой мощнейшей светлой ауры, что ему можно не петь и не произносить реплик – просто быть на сцене. И тогда театр озаряет его своим неугасимым сиянием, которое приумножается светом таланта Валерия Бондарева. Вот лишь несколько эпизодов, констатирующих этот факт.
Поклоны… Именно на них публика, этот пристрастный, но бескомпромиссный судья, подобно точнейшему измерительному прибору, определяет степень таланта, отдачи и своей собственной любви к артисту.
«Борис Годунов». Где-то сразу после миманса, хора и исполнителей самых крохотных партий выходит Мисаил – Заслуженный артист России Валерий Бондарев. Зал взрывается аплодисментами. Они так и останутся самыми искренними, щедрыми, радостными…
«Летучая мышь», Блинд, трогательный в своей неодетости, с папочкой, семенящей походкой суетливо кланяется зрителям. Овация!
«Сильва». Вальяжный, аристократичный, все до конца не «переваривший» двух шансонеток в своей семье князь Леопольд. Аплодисменты, овация, «браво!»
Могу приводить еще бесконечное множество подобных примеров – и приведу еще на этих страницах – когда эпизодические или характерные персонажи Бондарева становятся любимыми у зрителя. Король – он всегда король. В настоящее время король превращает в главных, скажем так, не самых главных героев опер и оперетт. И они также запоминаются новыми поколениями публики, посещающими прекрасный самарский оперный театр, как и незабываемые его Ленский, Альфред, герцог Мантуанский, граф Альмавива, Водемон, Фауст.
Невозможно здесь перечислить все знаменитые теноровые партии, которые спел, сыграл, прожил на оперной сцене Валерий Бондарев. Но мы их помним. И вспомним здесь, просмотрев, как киноленту, жизнь большого Певца и Артиста Валерия Бондарева.
Детство Валерия походило бы во многом на детство его сверстников, если бы не коллекция пластинок, которые с любовью собирал отец, большой поклонник оперетты и классической музыки вообще.
В этой коллекции были записи Г. Ярона и Г. Богдановой-Чесноковой, блистательных артистов Московского театра оперетты. Уже лет с трех-четырех Валерий знал и мог спеть за всех партии в опереттах Кальмана, Штрауса, Легара.
Голос ему подарила природа и Господь Бог – кому как нравится считать. Естественно, он участвовал в школьных мероприятиях, и неизвестно, сохранился бы этот неповторимо красивый яркий тембр во время подростковых изменений голоса, если бы по стечению обстоятельств мальчик не поменял школу. Уже понимая, что началась мутация, и думая о том, что дальнейшая его судьба непременно должна быть связана с пением, он о своем даре ничего в новой школе не сказал. Промолчав положенное время, попробовал запеть…
В Новосибирское музыкальное училище юного Валеру Бондарева берут сразу. Голос, внешность и врожденная склонность к драматическому искусству не могли не восхитить приемную комиссию (в скобках заметим, что в семье неоднозначно отнеслись к решению молодого человека стать певцом, но и не препятствовали выбору, определившему всю его жизнь).
Первым педагогом стала Людмила Ивановна Васильева. О ней Валерий Григорьевич всегда вспоминает с теплом и благодарностью. Она бережно подошла к занятием с ним, имевшим природную постановку голоса. Поэтому после училища в Новосибирскую консерваторию Валерий Бондарев поступает уже твердо определив свое призвание – работать в музыкальном театре. Правда, ему тогда хотелось стать артистом оперетты – вспомним его кумиров!
Но в консерватории готовили камерных и оперных певцов. Начались годы серьезного постижения профессии певца. Валерий Бондарев сначала попал в класс известного в прошлом солиста Большого театра, одного из самых уважаемых профессоров Новосибирской консерватории Владимира Евстафьевича Витковского.
Когда же в связи с преклонным возрастом Витковский вышел на пенсию, Валерий продолжил обучение у профессора Б. П. Чернова. Учился легко и радостно, участвовал в спектаклях консерватории. И влюбился – всерьез и на всю жизнь.
Именно там он встретился с Татьяной Протопоповой, в студенческом спектакле «Орфей и Эвридика» Глюка, затем она была его Мими в дипломной постановке «Богема» Пуччини. Это – судьбоносная встреча двух прекрасных молодых людей, двух ярких индивидуальностей. Они поженились, когда Татьяна закончила консерваторию.
Солнечность голоса и таланта раскрылась, засияла с того момента, когда голос Валерия Бондарева впервые взлетел со сцены и вознесся под своды Куйбышевского театра оперы и балета. Он пришел в него в 1977 году, вместе с плеядой молодых артистов, которые на протяжении последующих тридцати лет составили одну из самобытнейших оперных трупп России.
Валерия, недавнего выпускника Новосибирской консерватории, пригласил Лев Оссовский, назначенный тогда главным дирижером и художественным руководителем театра. Именно в его спектаклях засверкал талант Валерия Бондарева.
С 1977-го по 1982-ой годы – в первое пятилетие – артист спел Владимира Игоревича («Князь Игорь» Бородина), Ивана Лыкова («Царская невеста» Римского-Корсакова), Герцога Мантуанского («Риголетто» Верди), Арлекина («Паяцы»Леонкавалло). И хотя в основном это были вводы в уже идущие спектакли, после гастролей в Москве ему присвоили звание Заслуженного артиста России.
Валерий за короткое время стал ведущим солистом своего театра. Любители оперы пошли «на Бондарева». Неудивительно – даже в заведомо «запетых» тенорами мира партиях Валерий находит такие краски, что партии кажутся исполняемыми впервые.
То было время расцвета театра. Лев Оссовский брался за постановки давно забытых опер, как «Тайный брак» Чимарозы, или «Макбет» Верди, либо ставил совершенно новые оперы, которые композиторы охотно отдавали театру для первой постановки.
С театром сотрудничали Големинов, Слонимский, Хренников. И почти в каждой постановке находилась партия для Бондарева.
Искусство Валерия Бондарева – искусство жизнеутверждающее, даже когда он пел трагические партии.
«Ты, Моцарт, гений, и сам того не знаешь»,
– говорил Сальери. Валерий Бондарев-Моцарт. Именно такой, каким его создали Пушкин и Римский-Корсаков. Солнечность Моцарта, органика и талант Бондарева. Поэтому так убедителен, легок его юный герой в «Так поступают все женщины» и в совсем недавней «Волшебной флейте».
«Мария Стюарт» Слонимского. Валерий Бондарев – Шателяр, французский поэт, влюбленный в королеву Шотландии. Изящество в каждом движении, изысканно-романтический облик, голос певца звучит нежно и страстно… У Валерия осталась фотография, подписанная Сергеем Слонимским:
«Прекрасному исполнителю роли Шателяра».
Забегая вперед, заметим, что Валерий стал и первым исполнителем роли Федора Басманова в опере Слонимского «Видения Иоанна Грозного», мировая премьера которой состоялась в конце девяностых годов на сцене Самарского театра.
Событием в музыкальной жизни театра и России стала премьера оперы Дж. Гершвина «Порги и Бесс». Для певцов с классической школой работа в опере, музыкальный ряд которой основан на джазовой музыке, если не трудна, то достаточно непривычна. И здесь Валерий Бондарев создает образ, казалось бы, совершенно чуждый амплуа лирического тенора.
Спортинг Лайф – торговец наркотиками – персонаж с отрицательным обаянием. Певец наделил его пластикой изящного хищного зверя. В голосе металл и обволакивающая знойность. Как истинный актер, замечающий все необычное, надеясь применить это на сцене, Валерий в работе над образом вспомнил африканца-бармена, с которым познакомился во время гастролей театра в Африке. Об этом спектакле много писали в прессе, особо выделяя работу Бондарева.
Поистине новаторской и в репертуаре театра, и в актерской судьбе Бондарева была работа в опере Прокофьева «Маддалена». Написанная молодым композитором, опера отдавала дань модерну. Это почувствовал и отразил постановщик Ю. Александров, причудливо вплетая изысканные мизансцены и декорации в полумистический-полуреальный сюжет, который является сном или вечной мечтой творца. Всё это неповторимо сыграл и непревзойдённо спел Валерий Бондарев. И остается пожалеть, что опера шла на сцене театра так мало…
В конце 80-х на сцене театра осуществили постановку новой оперы Т. Хренникова «Доротея». Комический сюжет Лопе де Вега органично лёг на легкую, искромётную музыку Хренникова.
Как же свободно жил и великолепно пел в этом спектакле Валерий Бондарев, игравший Антонио! Но мало кто знает, что именно на одном из спектаклей «Доротеи» артист получил тяжелую травму. Фехтуя на столе, он неудачно упал спиной о спинку стула и на обезболивающих блестяще допел спектакль. Зритель ничего не заметил.
И конечно – Беппо. Беппо в опере «Рита», которая в Самаре шла как «Пиратский треугольник». Вот здесь и раскрылась еще одна грань таланта Бондарева – чаплинский герой. Таков был его Беппо – смешной, добрый и умопомрачительно обаятельный.
Камерные программы Валерия Бондарева столь же незабываемы, как и образы, созданные им на сцене. Впрочем, артистизм, как уже отмечалось, у него в крови. Поэтому камерные концерты Бондарева – это не только наслаждение безупречным вкусом, музыкальностью, красотой и безбрежностью голоса. Это еще и театр. Театр одного артиста в самом высоком значении этого слова.
Все, кто слушал в его исполнении вокальные циклы «Зимний путь» и «Прекрасная мельничиха» Шуберта, «Сердце Поэта» Шумана, переносились в век романтизма и романтических героев, возвышенных и мечтательных, нежных и ранимых. А в программе песен и романсов южно-американских композиторов и голос певца, и его облик дышали испанской страстью.
Совсем иное настроение охватывало слушателей при исполнении певцом сатирического цикла Шостаковича на стихи Саши Черного. Сатирическое – в природе таланта певца. Как и драма и высокая трагедия: кто слышал, как Валерий Бондарев поет песни Г. Свиридова, поймут меня с полуслова… Концерты Валерия Бондарева, сольные и в дуэте с Татьяной Протопоповой, в которых звучали романсы русских композиторов, программы из советской и зарубежной оперной классики, неизменно проходили с аншлагом и огромным успехом.
Незабываем концерт в зале Самарской филармонии 1997 года, посвященный 100-летию выдающегося куйбышевского артиста, более 50 лет прослужившего в Куйбышевском театре драмы им. Горького, Георгия Шебуева. Он создал и замечательные комические роли в театре, писал острые, но всегда благожелательные рецензии на спектакли оперы и оперетты. Когда Валерий исполнил арию Ленского, на сцену поднялась вдова Шебуева, народная артистка СССР Зоя Чекмасова, ей тогда было уже около 90 лет. Она нежно обняла Валерия, поблагодарила и благословила его…
Особое место в камерном репертуаре Бондарева занимают произведения Александра Вертинского. Есть нечто общее в актерской природе их таланта, поэтому в честь столетия Вертинского в Мраморном зале Самарского художественного музея в 2011 году состоялся концерт, в котором Валерий Бондарев удивительно тонко, в собственной манере, но с уважением к творческому наследию великого артиста, пел, проживал его романсы и песни.
В этом концерте принимала участие и Наталья Бондарева, солистка оперы Самарского театра, дочь Татьяны и Валерия. Она достойно продолжает оперную династию замечательных певцов. А ее дуэты с отцом – это особый праздник для публики и поклонников.
Однако образ певца будет не полным, если я не расскажу о его совместной работе с лучшей и любимой партнершей, красавицей-женой Татьяной Протопоповой.
Самарцы-любители оперы, посещавшие театр с конца 80-х до середины 2000-х гг., никогда не забудут этот дуэт.
Каждый из них в отдельности – ярчайшая индивидуальность и особая страница в истории театра. На сцену тогда еще Куйбышевского театра Валерий и Татьяна вышли вместе в опере Римского-Корсакова «Царская невеста».
Сколько юношеской восторженности и порывистости было в Валерии, и как это сочеталось с нежным голосом и утонченной красотой Татьяны! Работая в одних спектаклях, они создавали неповторимые образы.
Невозможно забыть, как сливались их голоса в финале «Иоланты» Чайковского, сколько красоты и обреченной печали вложили они в партии Фауста и Маргариты, как много сказали в ролях Дездемоны и Кассио в «Отелло» Верди.
На самарской сцене партнером Татьяны в этой опере не раз был Зураб Соткилава. Но с любыми партнёрами, с любыми звездами Татьяна и Валерий на сцене были на равных.
А как легки, хороши они в опере Моцарта «Так поступают все»! В дуэтах Валерий Бондарев не только рыцарь, но мечтатель и поэт. Поэтому Татьяна говорит, что когда они вместе работали, например, в «Иоланте», она всегда очень волновалась за своего Водемона.
В 90-х годах на сцене театра шло много опер с облегченным, комическим или сказочным сюжетом. Событием стала премьера оперы Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане». Татьяна и Валерий замечательно вписались в сказочную атмосферу. Их Князь Гвидон и Царевна-Лебедь как будто сошли с иллюстраций художника Билибина — так хороши были в сказочных костюмах.
Конечно, с таким голосом, внешностью и артистическим талантом певец не мог не быть услышанным и востребованным крупнейшими театрами России и лучшими сценами Европы.
В период 80–90-х годов он – непременный участник оперных фестивалей как в Куйбышеве–Самаре, так и Шаляпинского в Казани, Собиновского в Саратове. Он пел практически во всех оперных театрах страны. Ему предлагали перейти в Мариинский, но Валерий остался верен Самаре.
Ему рукоплескала Вена, его голос высоко оценили М. Л. Ростропович и Г. П. Вишневская, когда в театре готовилась мировая премьера оперы С. Слонимского «Видения Иоанна Грозного».
Жан Кокто сказал, что в истинном актере обязательно течет капля крови Мольера, великого лицедея, драматурга и реформатора театра. Природа актерского таланта Валерия Бондарева – оттуда. Из Древней Греции, когда актеры играли с утра до ночи, не только для зрителей, но и для богов, перевоплощаясь по ходу действия в различных, порой противоположных героев. Она и от Мольера, успевшего в комедийных ролях сказать горькую правду в лицо сильным мира сего и одновременно умевшего смешить, лишая величия Короля-Солнце.
В чем загадка этого дара? Ведь подобные Валерию Бондареву артисты-певцы на оперной сцене – эксклюзив. Чего греха таить, красиво поют многие. Но жить в образе так, чтобы зритель поверил поющему, дано единицам.
Недаром балетмейстер Игорь Чернышев поставил для него отдельный выход в своем балете на музыку Берлиоза «Ромео и Юлия». Бондарев-поэт стал неким символом, собирательным образом гения Возрождения. В своем красном ниспадающем одеянии он, исполняя арию о феях, как бы оттенял солнечным светом мрачную тьму вражды и нелюбви. Ибо природа его таланта, повторюсь, солнечная.
В первые 10–15 лет карьеры солнечному тенору не так уж часто доводилось работать в опереттах, но каждый такой спектакль надолго оставался в памяти зрителей. Атмосфера оперетты с её легкостью, изяществом, яркостью красок и чувств, легким юмором как нельзя лучше соответствует человеческой и актерской сущности Валерия Бондарева.
Поэтому каждая роль, созданная им в опереттах, незабываема. За 40 лет службы театру Валерий Бондарев переиграл многих героев, причем, несмотря на положение премьера, уже в молодые годы с удовольствием брался за характерные образы.
Недавно беседовала с директором Московского театра «Новая Опера» Дмитрием Сибирцевым о Самарском театре, который он хорошо знает, потому что его отец, выдающийся певец Александр Сергеевич Сибирцев, возглавлял театр в течение 10 лет. Мы заговорили о Валерии Григорьевиче.
«Как я им восхищаюсь и как рад, что Валерий Григорьевич по-прежнему на сцене. Не всем певцам дано такое творческое долголетие и такая востребованность. Но в случае с ним это закономерно. Он – настоящий актер, он заполнил нишу, которая так востребована в оперном театре, но заполнить которую дано только избранным. Валерий Григорьевич – как раз такой»,
– отметил Дмитрий.
Валерий Бондарев по-прежнему на сцене. Он работает не только в своих любимых опереттах. Артист достиг такого уровня мастерства, когда можно позволить себе выбирать.
Кроткий и мужественный Лыков в «Царской невесте» теперь превратился в злодея Бомелия. Валерий сделал из образа банального оперного злодея человека, раздираемого страстью, носителя иной идеи и чужой культуры, играющего судьбами людей. Эта работа должна войти в учебники актерского мастерства.
Эту магию замечательно чувствуют дети – самая честная, чистая и непосредственная публика. Их не обманешь! Сердятся они на бондаревского вредного короля в «Бременских музыкантах», изо всей силы желают удачи его Руле в «Карлсоне» и сопереживают его дедушке из спектакля «Ай да Балда!»
Совсем недавно Валерия на улице узнал поклонник и сказал:
«Простите, но я не мог не подойти к Вам. Спасибо Вам за Ваш талант. Когда Вы пели, наши души пели вместе с Вами».
Все верно, кроме времени, в которые возведены глаголы. Да, годы летят, но Валерий Бондарев по-прежнему на сцене. И уже новые поколения зрителей, молодых, пылких, влюблено рукоплещут солнечному таланту артиста.
Во многих спектаклях вместе с ним на сцене работает Наталья Бондарева, солистка Самарского академического театра Оперы и Балета, певица с красивейшим голосом и редким актерским талантом. Она достойно продолжает династию прекрасных оперных артистов.
18 июня Валерий Бондарев встретит свой юбилей на родной сцене в любимой «Летучей мыши». Вновь его адвокат очарует и рассмешит зрителя. По-прежнему влюбленного в артиста, чье служение театру по-праву можно назвать Эпохой Бондарева!
С юбилеем, дорогой Валерий Григорьевич. Многие лета и низкий Вам благодарный поклон за талант, за служение, за уважение к публике. За театр.