12 июля 1783 года был издан Указ об утверждении комитета «для управления зрелищами и музыкой», а в октябре труппа получила и собственное помещение.
А вот название «Мариинский» в честь императрицы Марии Александровны театру было присвоено лишь более полувека спустя.
В Петербурге тоже был когда-то свой Большой театр. Так в конце XVIII века называлась Мариинка. 5 октября 1783 он открылся на том месте, где сейчас находится Санкт-Петербургская консерватория.
Строительство нового помещения будущей «Мариинки» началось в 1859 году на площадке стоявшего напротив и уничтоженного пожаром Конного цирка. Открывшийся 2 октября 1860 года оперой Михаила Глинки «Жизнь за царя» театр стал называться Мариинским по имени императрицы Марии Александровны – супруги царя Александра II. О ней мы вспоминаем каждый раз, когда опускается знаменитый занавес Александра Головина. Его рисунок полностью повторяет рисунок шлейфа платья императрицы.
Позднее к главному фасаду, выходящему на площадь, пристроили новый корпус с вестибюлем, парадными лестницами и фойе. Великолепная декоративная отделка зрительного зала в основном сохранилась до наших дней.
Если на старой оперной сцене десятки лет безраздельно господствовала итальянская труппа, то на новой сразу же обосновались русские артисты. В старом театре они регулярно выступали лишь со второй половины 1850-х годов, в том числе и с премьерой оперы Александра Даргомыжского «Русалка» в 1856-м. В сезоне 1885-1886 годов в Мариинке навсегда обосновалась и петербургская балетная труппа.
Как и прежде, кулисы и занавесы создаются в недоступном зале под куполом театра. Отсюда их опускают на главную сцену, где проходили премьеры Чайковского, Глинки и Римского-Корсакова.
«Когда открывают занавес – хлопают сразу. Мы, художники, думаем, что отчасти эти овации принадлежат и нам»,
– говорит художник-декоратор театра Алексей Попов.
«Одна из великолепнейших сцен Европы XIX века», такой она остается и сегодня. Диана Вишнева, Ульяна Лопаткина, Ирма Ниорадзе. За спиной у них одна из самых строгих в мире – школа Мариинки, которой удалось сохранить императорский балет.
«Все лучшие люди, которые попали в историю балета, они все из Петербурга. Именно для этого я приехала из Сибири и училась в Академии русского балета, чтобы почувствовать этот стиль»,
– рассказывает прима-балерина Мариинского театра, народная артистка России Виктория Терёшкина.
Высота, которую не смог взять ни один другой театр – создать систему, когда на сцене нет слабых. В стенах, которые помнят Шаляпина и Уланову, Нуриева и Барышникова, Ершова и Головина, умеют хранить традиции.
«Сегодня можно открыть гастрольный график любого театра, и вы увидите, что либо в балете, либо в опере в каждом спектакле участвуют солисты Мариинского театра»,
– отмечает солист Мариинского театра Ильдар Абдразаков.
Сегодня Мариинский – это не только Петербург, но еще и Владивосток, и Владикавказ: там есть свои филиалы театра. Пять лет в этом году отмечает вторая сцена. Ее техническая оснащённость позволяет создавать современные новаторские постановки, о которых раньше можно было только мечтать.
Здесь любят повторять, что фундамент театра – его люди. Маэстро Гергиев дирижирует оркестром, держа в руках зубочистку. С такой же легкостью под его руководством Мариинский встречает юбилей, как масштабный театрально-концертный комплекс, не имеющий аналогов в мире.