9 февраля 1955 года в Парижской национальной Опере (Королевской академии музыки и танца) балетмейстер Серж Лифарь поставил балет «Фантастическая свадьба» (Les noces fantastiques) по собственному сценарию на музыку Марселя Деланнуа.
По сюжету молодой капитан, простившись с невестой, уходит в плавание. Корабль терпит крушение, волны выбрасывают капитана на берег острова. Прекрасная Океанида обольщает его, но он остается верным своей любви. Разгневанная, она повелевает бросить капитана в бездну. На таинственном корабле его призрак возвращается в порт и увлекает свою невесту в морское царство, где влюбленные празднуют фантастическую свадьбу.
Серж Лифарь – выдающийся танцовщик, хореограф, поставивший более 200 балетов и хореографических миниатюр, педагог и известный коллекционер.
«Все что делает Лифарь, он делает талантливо и искренно»,
– сказал о нем Жан Кокто.
Лифарь начал заниматься балетом в Киеве в студии Брониславы Нижинской, сестры великого танцовщика и балетмейстера Вацлава Нижинского, в 14 лет, в том возрасте, когда профессиональное обучение танцовщиков уже завершают. Он уехал из Киева в 18 лет и вскоре в Париже стал первым танцовщиком труппы Сергея Дягилева.
После смерти Дягилева Серж Лифарь принял предложение возглавить труппу Гранд-Опера. Следует отметить, что тогда знаменитая в прошлом труппа, как и европейский балет в целом, переживала период упадка. Лифарь с энтузиазмом взялся за дело, и при нем балет Парижской оперы вновь занял лидирующее положение.
Здесь он поставил свои знаменитые балеты, среди которых «Сюита в белых тонах», «Миражи», «Икар». В творчестве он остался верен принципам Дягилева, считавшего, что
«настоящим балетмейстером является только тот, кто не боится рисковать, экспериментировать, даже эпатировать толпу, главное – увлечь, зажечь и повести за собой и исполнителей, и зрителей!»
Серж Лифарь руководил балетной труппой Парижской Оперы больше трех десятилетий и покинул ее в 1958 году. Причиной разрыва его отношений с театром и балетной труппой, где его очень любили, стал запрет на его приезд в Советский Союз. Лифарь с воодушевлением отнесся к идее организовать гастроли Гран-Опера в СССР, но ему, как «белоэмигранту», отказали в визе.
Он никогда не забывал и свою первую родину, и в соответствии с его завещанием на могильном камне на русском кладбище под Парижем Сен-Женевьев де Буа написано: «Серж Лифарь из Киева».
Он сыграл огромную роль в развитии балета во Франции, руководил кафедрой хореографии в Сорбонне, по его инициативе и при его непосредственном участии в Париже был основан Институт хореографии при Гранд-Опера. Он – автор более 20 книг по истории и теории балета.
Серж Лифарь дружил со многими выдающимися современниками – Игорем Стравинским, Анной Павловой, Пабло Пикассо, Федором Шаляпиным, Марком Шагалом, Жаном Кокто, Шарлем де Голлем, Жоржем Помпиду, Полем Валери, Чарли Чаплином, Гретой Гарбо, Марлен Дитрих.
В новом сезоне проекта «Большой балет» участников судит Брижит Лефевр, французская артистка балета, хореограф и педагог, на протяжении почти 20 лет являвшаяся директором балетной труппы Парижской национальной оперы.
Благодаря ее работе труппа не снижает профессиональный уровень, основы которого заложил еще Серж Лифарь.