На родине Моцарта стартовала традиционная зимняя декада, приуроченная ко дню рождения великого композитора.
Хотя участники зимнего форума – звезды первой величины, его масштабы достаточно скромны. Он идет всего десять дней, и в его программе практически отсутствует опера – главная приманка летнего Зальцбургского фестиваля, продолжающегося вчетверо дольше.
Основная площадка “Недели Моцарта” – не гигантский Фестивальный дворец с одной из крупнейших в мире сцен, а Большой зал Моцартеума – что-то среднее между Большим и Малым залами Московской консерватории. Симфонический оркестр можно будет услышать лишь в трех программах из 20.
Между тем за полторы зимних недели в Зальцбурге можно услышать не меньше интересного и неповторимого, чем летом за пять недель. Инициаторы “Недели” не поддаются соблазну спекулировать на имени Моцарта, хотя к этому подталкивают и место, и время, и название.
Моцарт фигурирует не как надежная торговая марка, а как абсолютная точка отсчета для музыки самого разного характера. Вместо того чтобы заполнить всю декаду сочинениями Вольфганга Амадея, им отдано не больше половины времени каждого из концертов. Помимо Моцарта звучат классики ХХ века – Барток, Мессиан и Лигети. В один из вечеров компанию имениннику составят Гайдн, Кейдж и Пуленк, в другой – Бах и его сыновья, в третий – Булез, Берио и Шенберг. Сочинением Пьера Булеза продирижирует сам автор. Это крупнейшая звезда – хотя и не единственная – среди звезд “Недели Моцарта”.
До конца декады выступят дирижеры Николаус Арнонкур, Марк Минковски, Кристиан Тилеманн, пианисты Андраш Шифф и Пьер-Лоран Эмар, скрипач Томас Цетмайр, не говоря о таких блистательных духовиках, как Хайнц Холлигер, Эммануэль Паю, Франсуа Леле.
“Неделя Моцарта” отмечена также мировыми премьерами двух сочинений, заказанных специально по этому случаю. Квинтет Изабель Мандри еще ожидает своего часа, а оркестровая пьеса Йорга Уидманна Armonica прозвучала непосредственно в день рождения Моцарта. Ее представил Венский филармонический оркестр под управлением Пьера Булеза – интересно, о чем еще может мечтать молодой композитор, которому немногим более 30? Уидманн попал в неплохую компанию: вечер открылся “Музыкой для струнных, ударных и челесты” Белы Бартока, впервые исполненной ровно 70 лет назад, и завершился Фортепианным концертом Моцарта № 24 – его блестяще сыграл Ефим Бронфман со своими каденциями.
Название Armonica имеет как минимум двойное значение: это стеклянная гармоника (еще одним солирующим инструментом является, как ни странно, баян), хрупкость и робкий звук которой символизируют непрочность гармонии – о ее поисках и рассказывает пятнадцатиминутное сочинение.
Солистов поддерживают фортепиано, арфа, челеста, вибрафон и колокольчики, тогда как группы оркестра ведут себя по-разному: индифферентно – струнные, сочувственно – деревянные духовые, агрессивно – медные, смех которых напоминает одновременно оперу “Воццек” Берга и сюиту Atom Heart Mother группы “Пинк Флойд”. В общем, это вполне цельный и серьезный опус – в отличие от “Охотничьего квартета” Уидманна, прозвучавшего в тот же день: вместе с сочинениями Моцарта и Шелси его исполнил “Хаген-квартет”.
Псевдонародные наигрыши с диссонантной “подкладкой” музыканты сопровождали бодрыми криками и в финале расстреливали виолончелиста из смычков. Это произведение стало достойной парой к “Охотничьему квартету” Моцарта, открывшему концерт. Не менее любопытные сочетания обещают возникнуть и в следующих программах “Недели Моцарта”.