В будущем году исполняется 180 лет со дня рождения Антона Рубинштейна. В канун этой даты его правнук – скрипач и дирижер Антон Шароев – ставит на сцене Пермского театра оперы и балета имени П. И. Чайковского неизвестную россиянам духовную оперу композитора “Христос”.
…На исходе мая 1894 года меломаны старинного Штутгарта взволнованно обсуждали новость. Проживающий в те дни в Германии русский композитор Антон Рубинштейн представил в зале консерватории концертное исполнение своей новой оперы “Христос”.
Это была гигантская фреска – от Рождества Христова до Вознесения – с громадными хорами, десятками солистов. А сам автор задумал вернуться на родину. В одном из писем отмечал: “Еду умирать в Россию”.
Он надеялся показать оперу и русской публике, не предполагая, что его последнее детище ожидает более чем вековое забвение.
Антон Шароев только что вернулся из Перми,где под Рождество собирается представить премьеру оперы своего прославленного пращура. Художественный руководитель и главный дирижер оркестра “Камерата Сибири”, камерного оперного Театра “Piccolo”, ансамбля “Barocco”, Антон Шароев постоянно помнит, в честь кого был когда-то назван.
Получив диплом Московской консерватории, Антон закончил аспирантуру как скрипач. Однако, побывав на уроках выдающегося дирижера Игоря Маркевича, решил последовать его примеру. Впервые встал за пульт в 17 лет. Многолетние творческие контакты связали Шароева с музыкальным Киевом. Он организовал здесь камерный оркестр, являющийся ныне визитной карточкой Украины.
Музыкант тепло вспоминает работу с Московским камерным оркестром, как создавал в 90-х годах оркестр “Юные виртуозы России”. Его подопечным аплодировали в Швейцарии, Германии, США. Но подступили тяжелые времена. Спонсор разорился, и ему пришлось искать новую “пристань”.
Свою нынешнюю стезю маэстро определяет одним словом – опера. И поясняет:
“Этой форме театра присуща неподдельная радость, яркая красочность, выразительность. Где еще вы отыщете подобный синтез искусств – мастерство пения, музыки и танца? Оперный спектакль – всегда праздник для публики”.
Год назад Шароев создал в Тюмени свой камерный Театр “Piccolo”. Для начала поставил итальянскую комедийную интермедию Джованни Баттисты Перголези “Служанка-госпожа”. Опыт оказался удачным. Сибиряки тепло встретили монооперу Франсиса Пуленка “Человеческий голос”, в которой все действие заключено… в рамках телефонного разговора.
В июне на сцене Тюменского драматического театра была представлена опера Н. А. Римского-Корсакова “Моцарт и Сальери”. Вариант для камерного состава – с одним исполнителем, басом Владимиром Огневым. Резюме спектакля, по оценке его худрука, в том, что Моцарт и Сальери в чем-то едины. Это суть человечества, суть нашей раздвоенности, а не просто история какого-то злодейства.
Антона Шароева по праву называют первооткрывателем музыкальных шедевров. Кроме него, никто ныне не исполняет последнюю, неоконченную фугу И. С. Баха. Антон откопал во Львове в закрытых фондах славянскую духовную музыку ХVI столетия, записанную еще старинными значками – табулатурой. Мирослав Скорик, один из председателей Союза композиторов Украины, вместе со студентами по его просьбе расшифровал 60 произведений. Часть из них уже исполнена. Шароев гордится тем, что ему удалось озвучить 18 мая 2000 года в Концертном зале имени П. И. Чайковского забытую оперу “Алкид” Дмитрия Бортнянского.
Особая тема – возрождение из более чем векового забвения оперы Рубинштейна “Христос”. Многие российские музыканты даже не догадывались о существовании этого масштабного произведения. Десять лет назад Шароев обнаружил фрагменты клавира и с тех пор мечтал найти партитуру.
Это удалось сделать только в декабре прошлого года в Берлине, при поддержке Георгия Исаакяна, художественного руководителя Пермского театра оперы и балета. Так что партитуры, как и рукописи, не горят. 13 декабря в Перми ожидается мировая премьера. Шароев признается:
“Я рассматриваю это как главное дело жизни, как миссию – выполнить завет прадеда. Оперу решено озвучить на пяти языках”.
Михаил Глуховский, газета “Культура”