В Пекине завершились Дни культуры Республики Саха (Якутия).
В четырёхдневной программе под названием «Искусство страны Олонхо» на равных принимали участие артисты двух стран. Китайцы показали постановку на основе якутского героического эпоса Олонхо, а труппа из Якутии представила классическую китайскую драму «Пионовая беседка».
Пекин – хоть и не самый древний город страны, но один из самых интересных. Его невозможно представить как единое целое. Это город смешанной архитектуры, здесь древние изящные пагоды соседствуют с привычными советскими типовыми застройками. Здесь все напоминает о том, что Китай – страна коммунистическая.
В центре города – мавзолей Мао Цзэдуна, построенный 40 лет назад; на соседней улице – расписные домики, осколки древней культуры Китая. Спальные районы пустынны, но гостям здесь всегда рады. В Пекинский международный колледж искусств участники якутской делегации заехали навестить земляков – 20 якутов там готовятся стать цирковыми артистами.
Это уже третье поколение якутов в этом колледже. Дети приезжают в 8 лет, и остаются до 18-ти. Потом их ждет Бриллиантовый цирк Якутии – самый северный цирк в мире и единственный на Дальнем востоке, имеющий свою труппу.
«Мы должны использовать их потенциал педагогов. Поэтому мы хотим открывать в перспективе свою цирковую школу, якутскую, северную»,
– прокомментировал министр культуры и духовного развития Республики Саха Владимир Тихонов.
Якуты и китайцев познакомили со своей национальной культурой. На несколько дней сцену пекинского театра Цинхуа предоставили якутским коллективам. В фойе открыли выставку работ из Национального художественного музея Республики Саха. Но главным событием этих дней стала премьера оперы Бородина «Князь Игорь» в постановке Андрея Борисова. Его версия оперы – сочетание русских былин и шаманских обрядов.
«В “Слове о полку Игореве” есть Даждьбог, долго исследовали и хотели понять, о каком боге идет разговор. А это на самом деле бог Тенгри. У Якутов тенгрианство, а это очень близко к старообрядчеству, к старой вере»,
– пояснил режиссер, народный артист России Андрей Борисов.
В спектакле много и скифского золота – в декорациях и в костюмах. Оно объединяет русичей и половцев, Европу и Азию. Русская опера от традиционной китайской Куньцюй в корне отличается, но, как сказала дочь Мао Цзэдуна, легко воспринимается.
«Я смотрела много раз оперу “Князь Игорь”. Там много пения, арий – красиво. История, рассказ для китайцев очень близок, можно понять»,
– отметила Ли Минь.
Главная тема этой постановки – покаяние. Так что, после шаманского варгана, в финале – князь Игорь на фоне старой церкви стоит на коленях перед поселянами.
Вот так философски, смешением культур и даже религий закончились Дни культуры Республики Саха в Пекине. Правда, судя по тому, как здесь встречали якутских гостей, это начало долгих отношений. Здесь уже говорят о том, что теперь России пора готовиться к встрече делегации из Китая. Свой визит они планируют в следующем году и начать хотят с Якутии.