Нынешний сезон в музыкальном театре Станиславского и Немировича-Данченко отмечен по-настоящему грандиозными премьерами: начали с Вагнеровского «Тангейзера», продолжили «Аидой» Верди, и, наконец, достойный финал – «Дон-Жуан» Моцарта в прочтении режиссера Александра Тителя. Съемочная группа «Новостей культуры» побывала на одной из репетиций.
Вот они – главные действующие лица, пока без костюмов и грима, но характеры и образы уже угадываются. Репетиции – с утра и до позднего вечера. Эта – зиц-проба, сидячая репетиция, одна из последних рабочих. Со студентами в роли зрителей и с давним другом – дирижером Уильямом Лейси, обладателем «Золотой маски».
«Я очень рад вернуться, чувствую себя здесь как дома, – признается Уильям Лейси. – И я очень рад встретить своих коллег. Мне приятно, что большинство из солистов, которые участвовали в постановке “Сон в летнюю ночь” сегодня снова здесь. Как будто мы просто продолжаем работу».
Моцарта Лейси называет своим героем. Дирижер каждый год отмечает день рождения композитора, и испытывает к его творчеству самые трепетные чувства. Передать их артистам не пытается, но требует аутентичного исполнения – и от оркестра, и от солистов. Дмитрий Зуев к образу Дон Жуана подходит с опаской, к музыке Моцарта – с благоговением.
«Опера на самом деле оказалась сложной, – отмечает Дмитрий Зуев. – На бумаге кажется, она нетрудная, но она мистическая. Потому что со мной стали происходить на репетиции всякие разные события, да. Не очень хорошие. Александр Борисович предупреждал, и они стали происходить,Надо быть очень аккуратным».
Хибла Герзмава с Донной Анной встречается не в первый раз. С этой партией певица выходила на сцены Ковент Гарден и Венской Оперы.
«Донна Анна – девушка ведь такая очень интересная, сколько бы с ней ни знакомился, она всегда очень новая, – говорит Хибла Герзмава. – Александр Борисович Титель, мой шефочка, как я его называю, он всегда придумает что-то эдакое, поэтому мне очень интересно работать в новой постановке».
Что нового увидят и услышат зрители в опере, которая за более чем 200 лет существования пережила десятки прочтений и интерпретаций, режиссер Александр Титель не говорит. Так же как бережно охраняет от посторонних глаз декорации. Говорит, интригу нужно сохранять. А вот костюмы решил показать. Точнее – процесс их создания.
«Нет попытки представить XVIII век – время Моцарта, – поясняет Александр Титель, – или XVII век, когда впервые появилась в европейской драматургии история о Дон Жуане. Не будет и каких-то современных костюмов. Это выдуманные, стилизованные костюмы для театрального представления».
У Александра Тителя – своя версия оперы. Взаимоотношения героев пересмотрены, души персонажей оголены, и все это не столько ради композитора – ради современников, живущих теми же страстями, что и 200 лет назад.