В краевой филармонии прошел концерт японской пианистки Томоны Миядзаки, которая выступила в сопровождении симфонического оркестра в рамках цикла «Премьер-лига: лучшие музыканты мира».
Он был посвящен 140-летию со дня рождения выдающегося композитора Сергея Рахманинова.
Начался концерт с небольшим опозданием – в этот день в Барнауле проходила эстафета олимпийского огня, и один из музыкантов задержался в пробке. Однако благодаря вынужденной паузе собравшаяся публика получила возможность вспомнить факты из биографии «самого русского композитора».
Время ожидания заполнил дирижер симфонического оркестра Дмитрий Лузин (дипломант всероссийского конкурса, дипломант театральной премии «Золотая маска»), с недавних пор работающий в стенах краевой филармонии, – он рассказал зрителям об истории создания произведений Рахманинова, включенных в концерт.
Речь идет о таких знаковых произведениях, как Симфония № 1 и Концерт для фортепиано с оркестром № 2, которые, как оказалось, между собой неразрывно связаны.
“В 19 лет, окончив консерваторию, Сергей Васильевич к тому времени создал свою первую оперу «Алеко» по пушкинской поэме «Цыганы», первый фортепианный концерт, а также ряд романсов, пьес для фортепиано, в том числе и Прелюдию до- диез минор, которая позже стала одним из наиболее известных произведений Рахманинова.
Все это время композитора поддерживал Чайковский, который еще в 12 лет предсказал ему великую будущность. А потому не удивительно, что многие свои произведения Рахманинов в тот момент создавал практически по лекалам произведений Петра Ильича.
Однако в 22 года (кстати, ровно 120 лет назад) он приступил к написанию своей первой симфонии, к созданию которой готовился долго и мучительно. После ее премьеры в Петербурге на молодого Рахманинова обрушился шквал критики: к примеру, Римский-Корсаков назвал композитора апологетом декаданса, а Кюи прозвал исполнение адским оркестром.
На самом же деле и сам Рахманинов с первых тактов не узнал своей музыки – ведь накануне премьеры было лишь три репетиции, а потому оркестру не удалось справиться с возложенной на него задачей. Провал симфонии имел трагические последствия для Сергея Васильевича, он в течение последующих трех лет ничего не писал. Симфония же оставалась неизданной, а партитура считалась безнадежно утерянной. Лишь в 1944 году ее удалось восстановить по чудом сохранившимся оркестровым партиям.
Как рассказал Дмитрий Лузин, после премьеры Симфонии № 1 Рахманинов впал в длительную депрессию, от которой ему с помощью сеансов гипноза помог избавиться доктор Николай Даль. Именно ему, доктору Далю, и посвятил Сергей Рахманинов второй фортепианный концерт, который стал началом нового периода в его творчестве.
Именно со второй симфонии Сергея Рахманинова и начался концерт, солисткой которого выступила Томона Миядзаки, имеющая, несмотря на свою молодость, существенный исполнительский опыт. Томона неоднократно играла в сопровождении камерных и симфонических оркестров, в том числе Московского государственного академического симфонического оркестра под управлением Павла Когана, а также в составе камерных ансамблей.
Барнаульский концерт стал частью тура пианистки по России, в рамках которого она проводит немало благотворительных концертов. Вместе с симфоническим оркестром краевой филармонии она исполнила произведения Рахманинова так, словно с музыкантами оркестра были многодневные репетиции.
В этот день оркестр играл на одном дыхании, вероятно, вдохновившись самим концертным репертуаром, частью которого стала Симфония № 1, – произведение, не оцененное по достоинству современниками. Ведь несмотря на то, что оно успехом не пользовалось, в нем звучит немало по-настоящему сильных моментов, достойных внимания поклонников творчества композитора. Сегодня это произведение считается ярким образцом русского симфонизма.
Тамара Попова, “Вечерний Барнаул”