На Новой сцене Мариинского театра в эти дни состоялась первая сценическая премьера года – опера П. И. Чайковского «Евгений Онегин».
Это совместный проект Мариинского театра с Национальным центром исполнительских искусств в Пекине. Нынешняя постановка на сцене Мариинки станет восьмой с момента премьеры “Онегина” в Петербургской императорской опере в 1884 году.
В разное время в лирической опере Чайковского на Мариинской сцене блистали такие выдающиеся исполнители, как: Эмилия Павловская, Леонид Собинов, Федор Шаляпин, Лариса Дядькова, Сергей Лейферкус, Борис Штоколов и многие другие.
До сих пор в афише театра на исторической сцене Мариинки регулярно идет спектакль Юрия Темирканова, поразивший современников человечностью образа Онегина в 1982 году.
Нынешняя попытка прочтения “лирических сцен” на бессмертный сюжет романа в стихах А. С.Пушкина и оперы П. И. Чайковского была поручена Валерием Гергиевым известному российскому режиссеру Алексею Степанюку. В его творческом багаже уже несколько постановок опер, идущих на сцене Мариинского театра.
В своей новой работе Алексей Степанюк пожелал, чтобы молодые люди (участники спектакля) узнавали самих себя.
Алексей Степанюк:
«Здесь возникает двойственная ситуация: многое меняется со временем — меняются манеры, лексика, наш язык, наше поведение, но суть человека остается неизменной. Поэтому, с одной стороны, я хочу, чтобы в спектакле был хороший русский язык, манеры, этикет и нюансы поведения эпохи Пушкина.
С другой — очень важно, чтобы спектакль не превращался в экскурсию-путеводитель, чтобы он был психологически убедительным и все персонажи — начиная от Онегина, заканчивая Зарецким и Ротным — были живыми людьми».
В премьерных показах «Евгения Онегина» заняты артисты Мариинского театра, в том числе солисты Академии молодых певцов: Мария Баянкина и Гелена Гаскарова (Татьяна), Екатерина Сергеева и Юлия Маточкина (Ольга), Евгений Ахмедов (Михайловский театр) и Илья Селиванов (Ленский), Андрей Бондаренко (Евгений Онегин), Эдуард Цанга и Аскар Абдразаков (Князь Гремин).
За дирижерским пультом оркестра Мариинского театра – Валерий Гергиев.
Валерий Гергиев:
«Для меня новый спектакль «Евгения Онегина» интересен, прежде всего, ставкой на молодых певцов, наше новое поколение театра. Думаю, что это вполне заслуженные работы перспективных артистов, которым доступны широкие возможности новой сцены Мариинского театра.
Постановочная бригада в составе Алексея Степанюка, Александра Орлова и Ирины Чередниковой очень тонко и индивидуально почувствовала природу этой оперы. Мне кажется, есть что-то пушкинское в этой «русской» постановке «Евгения Онегина».
Сегодня мы живем в условиях глобального театрального пространства, где все нескрываемо гордятся тем, что в России работают в «немецком» ключе, или пытаются не отстать от работ ведущих режиссеров мира. Я всегда с нетерпением жду появления таких сценографов, которые обязательно должны почувствовать какую-то особую театральную прелесть и зов так называемой русской традиции, идущей от имен великих режиссеров: Станиславского, Таирова, Товстоногова, Покровского.
Разрыва принципиально случиться не должно. Я иногда вижу явления, которые очень далеко отошли от того, чем должна гордиться наша богатая русская театральная школа. Я здесь ни в коем случае не отделяю драматический театр от музыкального. Мне не кажется это уж каким-то особым доблестным героизмом.
Хочу поздравить Алексей Степанюка с его очередной новой удачной премьерой – созданием лирического спектакля в расчете исключительно на молодых людей. Будем ждать следующих спектаклей нашей совместной постановки с Пекинским национальным центром искусств, у нас есть планы показать нового «Евгения Онегина» и в Японии в скором будущем.
А с руководством китайского центра искусств у нас очень добрые сотруднические связи.
Несколько лет назад мы открывали этот громадный комплекс спектаклем Мариинского театра «Князь Игорь» А. Бородина.
Делая комплименты нашим китайским друзьям, я также хочу отметить тот факт, что единственной причиной нашего такого появления на открытии комплекса в декабре 2007 года были предыдущие выступления Мариинского театра в Китае, которые ярко напомнили этой нации о тех золотых традициях, которые хранимы людьми этой республики.
Сейчас мы создаем с труппой театра уже новые совместные оперные спектакли. Есть планы осуществления ряда премьер опер Джузеппе Верди.
Национальный центр искусств в Пекине позиционировал себя уже серьезным игроком за шесть лет на международной сцене. У этой труппы большая репутация во всем мире. Мы будем чаще заглядывать с гастролями на Восток, не отменяя многочисленных концертных планов на Западе.
Ну а совместной постановкой «Евгения Онегина» Чайковского мы предоставляем шанс реализации собственных возможностей как нашим певцам, так и их коллегам – молодым солистам китайской оперной труппы. Я с нетерпением жду этих скорых встреч».
Еще с первых тактов оркестрового вступления к опере на фоне черного суперзанавеса чувствовались тревога и напряжение, задающие особый психологический тон постановки. В первой картине «Усадьба Лариных» вся сцена усыпана яблоками. Слева скирда сена, стоящие корзины, куда складывают плоды урожая пришедшие крестьяне. Почти такой же неизменной остается декорация и в ночной сцене письма Татьяны. Девушка, полная любви к Онегину, предается мечтаниям, раскачивая на темной одинокой сцене гигантские качели.
В картине деревенского бала («Именины Татьяны») внимание зрителя сосредоточено на интерьере барской усадьбы XIX столетия. Толпа прибывающих гостей спешно предается танцам и веселью. Француз Трике с уродливой внешностью неравнодушен к Татьяне. Едва взбираясь на стулья, не без помощи окружающих, он излагает в честь именинницы торжественные куплеты.
Совсем иной – чопорной и холодной предстает атмосфера петербургского бала. Темные колонны дворцовой залы усиливают впечатление мрачной торжественности. Чинно следуют пары танцующих с подчеркнуто плавными жестами под ритм полонеза на фоне видеопроекции серых облаков, бегущих вдоль Невы.
Костюмы героев по замыслу Алексея Степанюка соответствуют исторической действительности, между тем они остаются скупыми и одновременно очень эмоциональными. Сама же постановка предполагает постоянную и естественную во всех смыслах игру актеров.
Непростой художественной задачей для режиссера оказались моменты синтеза той бури драматических чувств и настроений, характерных для музыки П. И. Чайковского с ироничным, немного отстраненным поэтическим текстом А. С. Пушкина. Существенным недостатком нынешней премьеры «Онегина» стала провисающая режиссерская концепция спектакля. Мизансцены часто не имели смысловой нагрузки, а напротив, следовали друг за другом в спонтанном хаотичном режиме.
В результате действия оказались статичными. Режиссер больше надеялся на актерский драйв, но это не всегда срабатывало на пользу. Временами казалось, что опера шла в полусценическом варианте, с не всегда ровным и адекватным воплощением музыкального материала.
Впрочем, данный спектакль оказался по вкусу консервативным любителям оперы, уставшим от радикальных интерпретаций классических сюжетов. Ярким тому поводом стали продолжительные овации зала, под шум которых артисты выходили на сцену с поклонами. Между тем, как воспримут эту постановку в Китае, остается пока секретом. Премьера в Пекинском национальном центре искусств намечена на 14 марта.
Виктор Александров (Санкт-Петербург), ClassicalMusicNews.Ru