Герои этого спектакля, который давали в театре Новая Опера им. Е. Колобова 12 октября 2018, действительно как будто сошли со страниц партитуры Верди и драмы Дюма-сына «Дама с камелиями», по которой Ф. Пьяве и создавал либретто оперы.
Спектакль в афише театра с 1999 года. Постановка Аллы Сигаловой стильная и элегантная, но с большими купюрами, и от этого, возможно, не всеми воспринимается однозначно.
Я культуролог, поэтому выражаю субъективное мнение прежде всего с этой позиции.
Сколько мы знаем постановок этой оперы! Нет в мире музыкального, оперного театра, в афише которого не стояла бы «Травиата», а еще есть потрясающий по красоте, деликатности и точности перевода на кинематографический язык фильм Франко Дзеффирелли.
Именно в нем мы увидели героев Верди и героев Дюма такими, какими они представляются тем, кто знаком с первоисточником. Хотя и Доминго, и Тереза Стратас уже не были столь юны, но искусство кино сделало их таковыми. В театрах, конечно, все немного не так. И все же порой очень хочется увидеть именно юных, какими они, в сущности, и были, Виолетту и Альфреда.
В спектакле 12 октября они такими и предстали. Прелестна Виолетта Марии Буйносовой. Хрупкая, почти прозрачная, растворяющаяся в музыке… Обреченность красоты видим мы в каждом движении, одновременно изящном и надломленном. Пленительный образ и Изумительно-прекрасный, столь же нежный, хрустальный голос. Виолетта!
Под стать ей и Альфред – Алексей Неклюдов. Чистый, полетного тембра тенор, благородная внешность, пылкость молодости – все это прожито и пережито певцом. Гармоничный, незабываемый дуэт!
Жорж Жермон. У Пьяве он совсем не такой, как у Александра Дюма-сына, а у Александра Дюма-сына совершенно ничего общего не имеет с его отцом, хотя история несчастной любви к прославленной куртизанке имела место быть в жизни строго моралиста, хотя больше подошла бы как раз его отцу, который моралистом как раз и не был. Но в повести сына явлен именно благородным отцом. Именно таким, еще более углубив эту сторону характера, создают его образ и партию Пьяве и Верди. Именно таких жермонов и привыкли видеть в большинстве постановок.
И здесь хочу вспомнить свои ощущения пятилетней давности. Оркестровая репетиция в Самарском театре оперы и балета, а затем и спектакль. Фестиваль «Два века с Верди». В партии Жермона – Борис Стаценко. Сказать, что тогда это было потрясением – не сказать ничего. Такого Жермона мог создать только могучий талант этого певца и артиста.
Да, он благороден и красив. Но это, скорее, аристократ, надменный и жесткий. Виолетта для него – препятствие, которое мешает выгодному браку дочери и одновременно губит репутацию сына. Поэтому он не торопится заключать ее в отцовские объятия, а скорее предстает неким судьей и тем моралистом, которого желал бы видеть в своем отце Дюма-сын. (Правда, в постановке Аллы Сигаловой он награждает сына пощечиной, но действие это здесь как раз в контексте).
Борис Стаценко – певец уникальный. Не только голос дивной красоты и силы, но мощная харизма. Обаяние – даже в отрицательных персонажах, хотя его Жермон способен и к нежности – как кантиленно, как трогательно звучит знаменитая Di provenza il mar… И как трагичен Жермон-Стаценко в финале!
Что ж, Борис Стаценко, один из ведущих баритонов мира, может все. Тем более приятно, что столь достойно и прекрасно провели свои партии Мария Буйносова и Алексей Неклюдов.
Великолепны исполнители всех партий. Как всегда радуют хор и оркестр театра (дирижер Дмитрий Волосников). В сущности, на любой спектакль Новой Оперы можно идти смело: это всегда интересно, все постановки созданы с любовью, и это, на мой взгляд, еще и одна из самых красивых профессиональных оперных трупп в мире. Браво всем участникам этого спектакля!
Ирина Каракозова, “Миры Орфея”