Всего восемь дней соревнуются скрипачи на Конкурсе имени Чайковского, а, кажется, что знаешь каждого очень давно.
Во многом, благодаря трансляциям на medici.tv, где видишь, как музыканты готовятся к выходу на сцену и как реагирует после, когда их выступления закончились.
Сейчас, когда финал пересек экватор, все чаще вспоминается реплика венгерского скрипача, члена жюри XVI Конкурса имени Чайковского Кристофа Барати:
“Будем переживать за музыку”.
В финале действительно играют настоящие артисты, виртуозность которых соседствует со стилистической точностью в интерпретациях и своеобразием сценической подачи музыкального материала.
Во второй день финала выступили Айлен Притчин (Россия) и Милан Аль-Ашаб (Чехия).
Помимо обязательного для исполнения Концерта Чайковского, они сыграли моцартовские Третий концерт (Айлен Притчин) и Четвертый (Милан Аль-Ашаб). Борьба развернулась нешуточная.
Драматургия моцартовских концертов с контрастным противопоставлением частей требует от музыкантов умелого владения временем. Здесь нет сложных приемов.
Трудность таится в постоянных переходах от одного эмоционального состояния в другое. Нужно не перегрузить музыку акцентами, при этом сохранив ритмические особенности сочинений.
Айлен Притчин: “Главное на конкурсе – забыть, что это конкурс”
С огромной внутренней убежденностью прозвучал Третий концерт Моцарта у Айлена Притчина.
Здесь поражала и мелодическая изобретательность (особенно в крайних частях), и широта лирического высказывания (во второй части). Стоит ли говорить о прекрасных диалогах солиста с оркестром Московской филармонии под управлением Юрия Симонова.
К слову, оркестр играл с вдохновением и энтузиазмом.
“Умно и обаятельно”,
– кратко суммировала впечатления член жюри Конкурса, победительница IX Конкурса Чайковского Акико Суванаи об исполнении Айленом Притчиным Концерта Моцарта. Трудно не согласиться.
Милан Аль-Ашаб: “Самое важное – быть убедительным в своей игре”
Интерпретация Четвертого концерта Моцарта у Милана Аль-Ашаба была продумана до мелочей.
“Лучше всего, когда играешь сочинения Моцарта от сердца. Я постараюсь сыграть так, чтобы публика почувствовала, насколько это великая музыка”,
– говорил конкурсант до выхода на сцену. И ему удалось выполнить задуманное.
В Концерте Чайковского Айлену и Милану удалось сочетать яркость музыкального материала с гармоничной стройностью композиции целого. Естественно и непринужденно оба провели первую часть, демонстрируя свою музыкальность и техническое мастерство.
Откровением стала вторая часть, в которой скрипка по-своему запела у каждого из конкурсантов: чувственно и лирично – у Айлена, взволнованно и полетно – у Милана.
Стремительный финал, проникнутый атмосферой праздника, блестяще завершил Концерт в прочтении двух музыкантов. Виртуозность партии солиста здесь проявилась в полной мере.
Финал завершится сегодня. Итоги Конкурса подведут в 22:30 на сцене Концертного зала имени Чайковского.
Анна Ефанова, Российская газета