Выступлением российского виолончелиста Фёдора Амосова завершился третий день прослушивания виолончельной секции Первого тура.
Если вчера на сцену Малого зала выходили представители европейских стран, то сегодня (так уж выпал жребий) последовал американо-азиатский ответ. Дневной блок открыли по очереди представители Южной (участник из Колумбии Сантьяго Каньон Валенсия) и Северной (виолончелист из США Джон-Хенри Кроуфорд) Америки, последней в дневном блоке выступила кореянка Сон Мин Кан, так же как и в три предыдущих дня оказавшаяся единственной дамой в мужской компании.
Вечерние выступления, как обычно начавшиеся в 19.00, продолжили азиатские музыканты Тао Ни (Китай) и Митиаки Уэно (Япония), доказавшие своими по-настоящему серьезными и глубокими интерпретациями, что Азия все активнее завоевывает территорию европейской музыки, предлагая не менее убедительные интерпретации, нежели их западные коллеги.
Вместе с тем игру китайского и японского виолончелиста нельзя было просто назвать копированием, в музыкальную ткань привносились оттенки восточной созерцательности, отчего знакомая музыка (тот же Бах и отчасти Шуман и Чайковский) вдруг заиграла новыми гранями. Особенно восторженные аплодисменты достались японскому артисту Митиаки Уэно, который, несмотря на свой юный возраст (19 лет) показал настоящую художественную зрелость и сумел захватить внимание зала.
В репертуарном плане третий день оказался богат на открытия, даже обязательное «Pezzo capriccioso» Чайковского (на русский язык это переводится просто как «пьеса в духе каприччио») завершивший третий день прослушивания Федор Амосов сыграл в первой авторской редакции, отличающейся от общепринятой несколькими пассажами и по-иному сделанной кульминацией.
Федор Амосов: «Человеку важно осознавать, откуда он и кто он»
Дважды прозвучала сольная виолончельная пьеса японского композитора Тосиро Маюдзуми «Bunraku» (термин, обозначающий японский кукольный театр), в которой композитор, получивший восточное (в Токио) и западное (в Париже) образование пытается обозначить мосты между глобальными культурами, сквозь пассажи, изображающие игру на японских народных инструментах, биво и кото пробивались улавливаемые джазовые стандарты и даже русская народная песня «Во саду ли, в огороде». Пьеса была исполнена представительницей Южной Кореи Сон Мин Кан и уже упомянутым Митиаки Уэно.
Большим успехом пользовались у публики пьесы чешского романтика-виртуоза Давида Поппера, в дневных прослушиваниях дважды прозвучал его «Танец эльфов» (сыгранные почти подряд Сантьяго Каньоном Валенсия и Джоном-Хенри Кроуфордом), а в вечернем блоке японец Митиаки Уэно захватывающе сыграл «Венгерскую рапсодию» op. 68, по своей фактуре и содержанию фактически являющуюся калькой знаменитых листовских опусов.
Музыкальным открытием дня стала рапсодия аргентинского композитора Альберто Хинастеры «Pompeana» (что в вольном переводе можно обозначить как «Американские пампасы»), очень проникновенно и выразительно сыгранная единственным представителем из Колумбии Сантьяго Каньоном Валенсия.
А молодой выпускник Кёртисовского института музыки из Филадельфии Джон-Хенри Кроуфорд рискнул сыграть сложнейшую сольную сонату Дьёрдя Лигети, написанную в середине XX века, но вошедшую в обиход виолончелистов лишь в 80-е годы.
Завтра на сцене Малого зала Петербургской филармонии пройдет последний день Первого тура. В программе в дневном блоке, который начнется в 13.00 заявлены Йонатан Рузман (Нидерланды), Сихао Хэ (Китай) и Алексей Жилин (Россия), в вечернем, с 19.00 – Александр Рамм (Россия), Ильдико Сабо (Венгрия) и Хи Ян Лим (Южная Корея). Завтра же вечером ждет первая интрига виолончельного конкурса, по итогам первого тура жюри должно объявить – кто же дальше продолжит конкурсную борьбу.
Пресс-центр XV Международного Конкурса имени П. И. Чайковского