Начало музыкального лета в Германии проходит под знаком Рихарда Штрауса. 150-летию со дня рождения немецкого композитора посвятили свои выступления выдающиеся музыканты мира, крупнейшие оркестры, камерные ансамбли.
Фестиваль в Гармише, на родине Рихарда Штрауса, обещает стать кульминацией торжеств.
Между тем, на рейнских берегах, музыкальное приношение немецкому композитору адресовали Андрис Нельсонс и Симфонический оркестр Кельнского радио (WDR). Два монографических концерта, составленные из произведений Рихарда Штрауса, состоялись на сцене Кельнской филармонии.
Наряду с симфонической сюитой из оперы «Женщина без тени», в которой композитор использует музыкальный материал основных лейттем сочинения, прозвучала симфоническая сюита «Так говорил Заратустра».
Андрис Нельсонс слышит как бы изнутри звучание штраусовских партитур, он черпает вдохновение в звуке и создает умиротворенную атмосферу на сцене. В свою очередь музыканты оркестра Кельнского радио высоко ценят сотрудничество с латвийским дирижером и всегда ждут новой встречи с ним.
График Андриса Нельсонса достаточно напряженный. Со следующего сезона маэстро вступит в должность главного дирижера Бостонского симфонического оркестра, оставив за собой пост музикдиректора Бирмингемского симфонического оркестра.
Андрис Нельсонс человек невероятного ума и таланта. Он способен максимально быстро устанавливать контакт между музыкантами и публикой. Когда Нельсонс за пультом, внимательно наблюдаешь за его стремительными жестами и гибкими руками.
Темперамента молодому маэстро не занимать! «Домашняя» симфония Рихарда Штрауса, продолжившая второй вечер цикла, прозвучала на пределе эмоций: такого пиршества звука, интеллигентной игры и высочайшей культуры давно не приходилось наблюдать на живых концертах.
Обаятельна была и коллега Андриса Нельсонса по сцене, латвийская скрипачка Байба Скриде, которая блестяще исполнила Скрипичный концерт Рихарда Штрауса. Это незаслуженно забытое произведение раннего периода, написанное композитором в русле романтической эстетики, открывает перед исполнителем колоссальные возможности: виртуозное владение инструментом, широчайшую палитру тембров, пеструю гамму романтических настроений.
Байба Скриде интуитивно почувствовала природу этой музыки. Ее скрипка утонченно пела под скромный аккомпанемент оркестра Кельнского радио, который в руках Андриса Нельсонса был по-особому гибок и прозрачен.
После Кельна оркестр вместе с Андрисом Нельсонсом и Байбой Скриде совершил небольшое концертное турне в Эссен и Дортмунд. В один из вечеров к артистам присоединился канадский пианист Марк-Андре Амлен, который солировал в Бурлеске для фортепиано с оркестром Рихарда Штрауса.
Виктор Александров, Кёльн (Германия), ClassicalMusicNews.ru