29 сентября 2019 года в столичной консерватории состоялся заключительный концерт фестиваля «Творческая молодежь Московской консерватории».
Рахманиновский зал не смог вместить всех, кто пришел в этот вечер на выступление камерного оркестра под руководством Ивана Никифорчина.
Этот коллектив, хорошо известный благодаря эксклюзивным программам последних лет, был представлен профессором Московской консерватории Юрием Абдоковым впервые как «Академия Русской Музыки».
Свое громкое имя оркестр обрел не в череде «проектных» мероприятий, когда состав формируется спонтанно для каждого конкретного выступления, а после целого ряда уникальных монографических программ, требующих не только феноменального мастерства, но длительного сотворчества – того, что Рудольф Баршай называл культурой совместного воспитания.
На этот раз, в программе «Великие страницы русской музыки ХХ столетия», были представлены сочинения Николая Мясковского и двух его выдающихся учеников – Николая Пейко и Бориса Чайковского.
Трудно сказать, когда в последний раз на столичных сценах звучала космогоническая по объему смыслов и образов Симфониетта (ля-минор) Мясковского, сочиненная в 1945-46 гг.).
Камерно-оркестровая партитура композитора, обвиненного в конце 40-х годов в «эстетическом декадентстве», обрела в лице Ивана Никифорчина едва ли не лучшего на сегодняшний день интерпретатора. То же можно сказать о восхитительном (по изысканности оркестрового письма и неординарности композиционного замысла) вокальном цикле Николая Пейко «Свет василькового венка» – первом опусе отечественного композитора на стихи Владимира Набокова (солировал тенор Михаил Басенко).
Кульминацией концерта стало исполнение партитур, давно вошедших в общемировой музыкальный канон – Симфониетты и Концерта для кларнета и камерного оркестра Бориса Чайковского.
Есть все основания полагать, что Иван Никифорчин и «Академия Русской Музыки» явили столичной публике самые яркие и стилистически безупречные посмертные исполнения ранних сочинений одного из крупнейших оркестровых композиторов ХХ века. В прочтении Кларнетового концерта (после целой серии достаточно ординарных записей у нас в стране и за рубежом) – музыканты возродили аутентичный образ великой концертной партитуры, впервые исполненной в 50-е годы прошлого века Рудольфом Баршаем и Владимиром Тупикиным.
Настоящим открытием концерта стало выступление юного кларнетиста Эрнеста Алавердяна – музыканта исключительного дарования. Уверен, в самом недалеком будущем с этим именем придется считаться без скидок на юный возраст. Алавердян продемонстрировал не подступы к искусству, не только ремесленный блеск, но творчество глубоко мыслящего художника, заставляющее вспомнить культуру и неподражаемый звуковой «фабержизм» Алессандро Карбонаре.
И все же, главным героем этого вечера стал молодой дирижер Иван Никифорчин.
Полагаю, для него самого, как и для большинства слушателей в переполненном зале стало приятной неожиданностью то, что по завершении концерта было оглашено решение «Общества им. Б. Чайковского» («The Boris Tchaikovsky Sosiety») о присвоении ему престижной Международной премии имени Бориса Чайковского, учрежденной почти два десятилетия назад вдовой композитора и крупнейшими представителями мировой музыкальной культуры (М. Ростропович, Р. Баршай и др.) для поощрения наиболее ярких достижений творческой молодежи в музыкальной композиции, исполнительстве, хореографии и музыкознании.
Большой честью для музыкантов «Академии» и его руководителя было то, что премию, обретшую в этом году международный статус, приехал вручить (на следующий день после проведения премьеры оперы А. Цемлинского в Мариинском театре) ее первый лауреат среди отечественных дирижеров – основатель легендарной камерной капеллы «Русская Консерватория», художественный руководитель и главный дирижер Псковского филармонического оркестра Николай Хондзинский.
Им было озвучено решение международного жюри, в котором отмечаются выдающиеся достижения Ивана Никифорчина в исполнении камерно-оркестровой музыки ХХ века, включая первые мировые записи всех струнно-смычковых (оркестровых и ансамблевых) опусов Германа Галынина – для одной из крупнейших звукозаписывающих компаний мира. Иначе как творческим подвигом не назовешь возрождение восхитительных партитур художника, которого считали природным гением его учителя – Д. Шостакович и Н. Мясковский.
Напутствуя музыкантов «Академии Русской Музыки», Ю. Абдоков вспомнил слова Д. Шостаковича, обращенные к своему ученику Борису Чайковскому (вскоре после разгрома его Первой симфонии в 1947 году):
«Будьте рыцарем своего искусства!»
К этому пожеланию присоединяются сотни слушателей «Академии Русской Музыки», понимающие, какие трудности ожидают дирижера и коллектив, отваживающихся делать то, что доступно единицам – избранным даже среди тех, кого мы привычно именуем корифеями.
Г. Борисов