
VII Московский Пасхальный фестиваль приурочен к 100-летию со дня смерти Римского-Корсакова. Второй по важности композитор на фестивале – Густав Малер: прошлым летом Гергиев представил полный цикл его симфоний в Санкт-Петербурге и теперь повторяет три из них в Москве.
На старте звучала увертюра Римского-Корсакова «Светлый праздник» – традиционный номер концерта-открытия. Вслед – сюита из оперы того же автора «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии». Произведения эти оркестр Мариинского театра исполнил как всегда напористо, но не безукоризненно. Будто Гергиев дирижировал музыкой Римского-Корсакова не столько от души, сколько по обязанности перед круглой датой. Однако картина волшебным образом изменилась после антракта, когда дело дошло до балетной сюиты «Конек-Горбунок» Родиона Щедрина и его же Концерта для оркестра «Озорные частушки».
В прошлом году Гергиев к 75-летию этого композитора представил в Москве и Петербурге оперу «Очарованный странник», одно из последних сочинений Щедрина. Теперь он поздравил автора еще раз, сыграв более ранние опусы живущего сейчас в Мюнхене композитора-классика. Действительно, произведения Щедрина исполняют нечасто, и то лишь по премьерным поводам. А ведь почти забыта именно та часть наследия, которой Щедрин в свое время заявил о себе как о композиторе, с одной стороны, непростом и самобытном, а с другой – вполне доступном широкой публике.
Дирижируя «Коньком-Горбунком» и «Озорными частушками», Гергиев акцентировал их связь с традициями Стравинского и Прокофьева. Будто сообщал залу: смотрите, здесь автор вдохновлялся «Жар-птицей» и «Петрушкой», здесь – «Сказом о каменном цветке», а в результате его собственная музыка получилась ничуть не менее яркой.
В финале Валерий Гергиев почтил память Мстислава Ростроповича (напомнив, что ровно год назад виолончелист ушел из жизни) «Волшебным озером» Анатолия Лядова. Следом поздравил с 75-летием присутствовавшего в зале Леонида Рошаля, подарив ему финал «Жар-птицы» Стравинского – музыку, наиболее близкую и самому Гергиеву. Таким образом, открытие Пасхального фестиваля выполнило сразу несколько почетных и представительских миссий. В программе концерта была выстроена линия Римский-Корсаков – Стравинский – Щедрин и показана прямая преемственность между тремя поколениями русских композиторов.
Илья Овчинников, “Газета”
Музыкальный критик, работал выпускающим редактором интернет-издания «Русский журнал», музыкальным обозревателем ежедневной «Газеты».
Постоянный автор изданий «Музыкальная жизнь», «КоммерсантЪ», Colta.Ru и других.
Опубликовал более 200 интервью c крупнейшими музыкантами современности; избранные беседы вошли в книгу «За музыкою только дело». Соавтор книг Льва Маркиза, Владимира Крайнева, Дмитрия Ситковецкого. Член экспертного совета Московской филармонии.