“Есть у нас в стране много маленьких городов. В прежние времена их называли захолустными – все эти Невосили, Сапожки, Хвалынски и Тарусы.
Отзывались о них пренебрежительно (“медвежьи углы”, “сонное царство”, “стоячее болото”) или, в лучшем случае, с некоторым снисходительным умилением перед их живописной провинциальностью – перед домишками с пылающей на окнах геранью, водовозами, церквушками, вековыми дуплистыми ивами и заглохшими садами, где буйно разрастались крапива и лебеда”.
Паустовский написал это в 1956 году. Примерно в то же время друг Святослава Рихтера, Владимир Алексеевич Мороз, плыл с товарищем на лодке по Оке, наблюдая живописные тарусские окрестности с определенной целью – найти место для вдохновения и отдохновения.
Пустующий дом бакенщика в семи километрах от города Тарусы привлек внимание не только сокровенностью пейзажа, но и одинокостью месторасположения: до ближайших деревень в обе стороны – километра полтора.
Рихтер находку одобрил, по его собственному проекту рядом был выстроен новый дом – “на совершенном откосе необыкновенно воздушное сооружение для уединения”, по словам Беллы Ахмадулиной, – ставший его первым собственным жилищем. (Любопытно, что сам домик бакенщика, где Рихтер жил, пока строился новый дом, просуществовал до середины лихих 90-х, пока не был кем-то украден.)
А несколько десятков лет спустя Святослав Теофилович задумал создать в Тарусе Дом творчества молодых музыкантов и художников, передав “Дом на Оке”, где ему так вдохновенно работалось, грядущему поколению.
Финансовой поддержкой должен был послужить Тарусский фонд, образовавшийся на базе гонораров Рихтера от собственных концертов и пополняемый доходами от нового музыкального фестиваля под девизом “Высокое искусство – провинции!”. Соучредителями фонда стали Нина Дорлиак, Ирина Антонова, Юрий Башмет, Элисо Вирсаладзе, Наталия Гутман, Галина Писаренко.
Накануне пятого Тарусского фестиваля, в августе 1997 года, Святослава Теофиловича не стало. Дом Рихтера на Оке так никогда и не стал местом индивидуального музицирования, поскольку денег на его реставрацию до сих пор не нашлось.
А фонд и фестиваль под художественным руководством Наталии Гутман развивают свою творческую деятельность – уже несколько лет проходит в Москве фестиваль “Посвящение Олегу Кагану”, а в Тарусе еще один – Рождественский фестиваль.
* * *
Приехав сюда на машине, не сразу обнаруживаешь город – насаждения плотным занавесом скрывают одно-, двухэтажную Россию. Не указатель населенного пункта, а баннер над дорогой “Пятнадцатый музыкальный фестиваль Фонда Святослава Рихтера” предупреждает о близости районного центра Таруса.
День моего приезда – День памяти Святослава Рихтера, когда фестиваль, носящий его имя, перевалил за середину (уже прошли концерты “Musica viva”, “Kremlin”, “Эрмитажа”). Сегодня на заднике сцены сменили фотографию молодого маэстро – теперь это Рихтер второй половины жизни, знаменитый снимок музыканта за роялем, устало положившего руки на крышку инструмента.
Зрительный зал на четыре сотни мест почти полон. Дмитрий Каприн и Яков Кацнельсон играют Шопена, Баха и Гайдна. Ностальгически-советский кинозал, ни архитектурой, ни акустикой не соответствующий уровню мероприятия, трогательно обит кумачовым плюшем и украшен цветами. Пианисты столь солидного уровня в этом интерьере – как на острове, творят отрешенно и всерьез. По традиции в этот день концерт завершается фонограммой в исполнении Рихтера.
Четыре последующих дня над Тарусой – чернильное небо и разнокалиберные дожди. Рыжие, разухабистые дороги, сбегающие ручьями с холмов (а здесь все – холмы) к центральной площади, на ощупь ступни (только босиком!) напоминают заварной крем. Скользко, однако безопасно – ни мусора, ни битого стекла на земле.
* * *
Вообще, по сравнению с Тарусой, описанной Паустовским 50 лет назад, здесь немногое изменилось. Канули в Лету водовозы, но в остальном Тарусе повезло – ее миновала индустриализация. Экспериментальный завод НИИ художественной промышленности (после перестройки от него осталось производство керамики и внушительное число художников-фрилансеров) да вышивальная фабрика по льну (так называемая тарусская перевить) – обзавидуешься!
Двадцать два года назад Роальд Сагдеев, тогдашний директор Института космических исследований, еще до своей женитьбы на дочери Эйзенхауэра (это в советское-то время!) построил здесь филиал своего института. Экологии СКБ ИКИ не портило, зато стало градообразующим: построили коммуникации, жилье, и дороги бы построили, да страна принялась перестраиваться. Результатом такой индустриальной недостаточности стали ублажающие дух и плоть тарусские ароматы (коктейль из трав и дождей) и звуки (хор кузнечиков и соло петухов под стук опадающих яблок). А также исключительно незлобивый нрав тарусянок и тарусян.
Дождь фестивалю не помеха. Концерт, традиционно проходящий у дома Рихтера под открытым небом, состоялся при хорошей погоде. А в гостеприимном киноконцертном зале “Мир” молодые лауреаты – сопрано Елена Клименко и баритон Юрий Карсаков – исполняют романсы. Букеты садовых цветов, многократное бисирование. Две трети присутствующих – все те же лица, тарусские дачники – поэты, художники, архитекторы…
Кстати, дачный “почин” приписывают здесь семье Цветаевых, снимавших дачу Песочное. Деревянный домик с мансардой, оказавшийся на территории Дома отдыха имени Куйбышева, был разрушен тридцать лет назад. Местонахождение его увековечила возведенная на фундаменте танцплощадка. Вообще, Цветаевой в Тарусе с танцами везет – памятник поэтессе работы В.Соскиева после долгих споров был установлен год назад на месте другой танцплощадки, оживляющей в донайтклабные времена жизнь городского парка на высоком берегу Оки.
По случаю прибытия итальянской гостьи Анны мы пускаемся по “летним людям”. (Иностранцы на фестивале не редки – немецкое, французское и австрийское посольства зачастую спонсируют фестиваль.)
Тридцать лет назад художница Ирина Старженецкая и скульптор Анатолий Комелин купили обычный дом с мансардой, пристроили просторный балкон, и открылся шикарный вид с высокого холма на отдаленный участок Оки. Достопримечательность усадьбы – пристроенные в технике фахтверка (это, как в Англии или Германии, каменья, стянутые деревянными балками) мастерские и гараж “а-ля конюшня” (украшенный скульптурой на фронтоне и хомутами изнутри; кстати, живет в “конюшне” отнюдь не “мерин”).
К вопросу о дачниках – супруги, между прочим, расписали местную церковь, а сейчас работают над интерьером для нового храма в Переделкине (Анатолий вырезает каменный иконостас).
* * *
…На уникальном инструменте работы Доменико Монтаньяна из Госколлекции играет Борис Андрианов. Шнитке, Рахманинов и Шостакович звучат под портретом Рихтера. После концерта я узнаю, сколь близки новым русским музыкантам идеи передвижников:
“У нас гораздо больше красивых мест, чем фестивалей. В Европе в каждом городке и в каждой деревушке проходит свой фестиваль. Тысячи ежегодно! Прожив семь лет в Германии, я вернулся сюда и создал собственный проект под не очень скромным названием “Поколение звезд”, идея которого – “Молодые музыканты – регионам России”.
Удалось добиться помощи Федерального агентства по культуре и кинематографии и продюсерского центра “АМА”, состоялись первые гастроли. Может быть, когда-нибудь на Рихтеровском фестивале сыграем концерт из нашего проекта”.
Михаил Добриян, друг и сподвижник фестиваля, директор СКБ Института космических исследований РАН, а по совместительству – глава района, дает ужин для гостей фестиваля. Среди них замечаю Петра Наумовича Фоменко:
“Приехал к другу – архитектору Великанову, попал с корабля на бал”.
Во главе стола – дачники-старожилы, хотя и “съемные”, Борис Мессерер и Белла Ахмадулина:
“Сначала я приезжала в Дом творчества художников (от него остались заросшие руины) как жена художника. Я знала все деревни, всех бабушек в округе, все пути дорожки к бабушкам, слушала их рассказы. Например, тети Мани, помнившей семью Цветаевых. Тарусская жизнь была довольно бедная, с полным недостатком всего, что нужно человеку. Но мне старая Таруса была мила, вызывала очень сильное патриотическое чувство”.
Визави Петра Наумовича, художник-постановщик театра Анатолия Васильева и один из архитекторов уникального здания Театра “Школа драматического искусства” Игорь Попов – уже девять лет как тарусский дачник. Лауреат Госпремии, “Триумфа” и “Золотой Маски” – автор эскизного проекта Тарусского культурного центра имени Святослава Рихтера.
* * *
Великому Рихтеру, говорят, было неважно, сколько зрителей придет его слушать, он с равной степенью ответственности играл и в больших, и в маленьких залах, часто “обкатывая” новые программы в детских музыкальных школах. В трудные 90-е фестиваль его имени умудрялись проводить даже в скромном помещении местной картинной галереи (там играл Юрий Башмет со своими “Солистами”).
Но сегодняшний интерес к мероприятию обнаруживает очевидную необходимость зала с хорошей акустикой, позволяющего приглашать большие оркестры, а также галереи (этот фестиваль, так же как и “Декабрьские вечера”, является музыкально-художественным) и, конечно, гостиницы. Не только слушателям, порой приезжающим на концерты из самой Москвы (туда-обратно часов пять, но в Москве на некоторые концерты просто не попадешь, да и билет в Тарусе стоит всего 100 рублей), но и музыкантам порой негде остановиться.
Спонсоры у фестиваля солидные – Сбербанк и РАО “ЕЭС”, однако до сих пор удалось собрать лишь деньги на проектно-сметную документацию – в результате проведения при поддержке Газпрома и Газпромбанка благотворительного концерта к дню рождения Рихтера (Теодор Курентзис дирижировал в БЗК “Реквием” Верди). Сейчас организаторы надеются подать заявку в Федеральное агентство по культуре и кинематографии. Мартовские благотворительные концерты для сбора средств решено продолжать, и будущей весной в них примут участие Юрий Башмет и Теодор Курентзис.
А праздники в районном городе Тарусе, кажется, никогда не кончаются. 31 мая отмечали 115 лет со дня рождения Паустовского, на Петров день (Петропавловский собор – главный в городе) традиционно отгуляли День города (а городу-то перевалило за 750!), как всегда, в первую субботу августа открывали выставку московских художников, в августе прошел Фестиваль телевизионных фильмов и программ “Берега”, 9 октября – 115 лет со дня рождения Марины Ивановны…
А Рихтеровский фестиваль закончился концертом Любови Петровой, которая сделала столь головокружительную зарубежную карьеру, что в России ее услышишь разве что в Тарусе.
P.S. Белла Ахатовна на прощание: “Все-таки в небольших русских городах художественная жизнь существует. Каждый день убеждаюсь каким-то образом в том, что нельзя полностью уничтожить ясность глаз и высоту лба”…
Светлана Полякова, газета “Культура”