Самая большая привилегия человека – быть причиной добрых перемен в чьей-то жизни. Как камень, брошенный в море, имеет действие на всё море, так каждый человек имеет действие на всё человечество. Увидев действия, поражающие своей жестокостью, мы нашли утешение в созидании и все вместе сделали то, что станет причиной добрых перемен в нашей жизни. Единственная правда, почему мы не боимся это делать, – мы делаем это во имя любви. И во имя музыки.
31 марта 2024 трёхчасовым гала-концертом завершилась II Всероссийская виолончельная академия, но ещё утром состоялись мастер-классы и творческая беседа с Александром Раммом и Ольгой Галочкиной.
Ольга Борисовна – замечательный представитель всемирно известной семьи музыкантов, и все тонкости постановки рук и работы над произведениями она передаёт своим ученикам в классах Консерватории, училища и школы, то есть её педагогическая деятельность охватывает все звенья музыкального образования. Ольга Борисовна провела мастер-класс с учащимися из Астаны и Таганрога.
В это время в Синем зале шёл мастер-класс Александра Рамма. Александр Александрович – не только первоклассный исполнитель, но и талантливый педагог. Он работал над камерной музыкой: сонатой Стравинского и сонатой Бетховена, подробно разбирал фразировку, добивался точности штрихов – всё, что создаёт стиль.
“Самое главное на фермате – владение временем. Когда тебе кажется, что уже много, подержи ещё. Потому что, когда будешь потом смотреть свою запись, тебе покажется мало”.
“На грифе звука не будет, тем более острого! Игра на грифе – это краска, но не штрих.”
“Sforzando всегда находится внутри какого-то нюанса”.
И основное в классической сонате:
“Попробуй просто выполнить то, что написано в нотах”.
На творческой беседе двух педагогов прозвучали, пожалуй, ключевые слова:
“В нашей виолончельной семье нет “драк”, как у, например, скрипачей. Их больше, а значит места под солнцем – меньше.
Но виолончельное братство… Назовите хоть один скрипичный фестиваль, где собираются лучшие представители инструмента. Нет такого. Лучший скрипач должен быть один. А хороших виолончелистов чем больше, тем лучше.
Мы должны поддерживать друг друга. И такие события, на котором мы сейчас находимся, очень ценны”.
Вечером состоялся заключительный гала-концерт Академии. Он начался со слов Анастасии Ушаковой о том, как пришла идея создания и трогательных слов благодарности практически поимённо, кто имеет отношение к реализации этого проекта.
В концерте приняли участие: Анастасия Ушакова, Кирилл Родин, Олег Бугаев, Александр Рамм, квартет Растрелли, Борис Андрианов, оркестр радио “Орфей” и маэстро Михаил Голиков, который почти неделю назад вместе с симфоническим оркестром из Санкт-Петербурга оказался в ужасающей ситуации и благодаря своей силе воли и, возможно, счастливому случаю, вернул коллег домой в полном составе, а сам уже через два дня снова репетировал в Москве!
Михаил Голиков рассказал об эвакуации оркестра из «Крокус Сити холла»
Все солисты этого концерта проявили лучшие свои качества, технические и личностные, удачно выбрав для этого произведения с оркестром. Жаль, что в зале не было представителей иностранной прессы – мы действительно можем гордиться своей виолончельной школой и её солистами.
II Всероссийская виолончельная академия объединила более 400 участников из многих городов России – профессионалов и любителей виолончельной музыки, а трансляцию уже в первые дни посмотрело более 10 тысяч человек!
Эти три дня прошли в профессиональной атмосфере радости и взаимопонимания.
Хочется поблагодарить всех участников: слушателей, педагогов и учеников, концертмейстеров, оркестр, ведущих, операторов и фотографов, тех, кто причастен к организации, и особенно – главного организатора этого события за прекрасную идею и технически безукоризненное воплощение, за трепетное отношение к людям, за труд, преданность и любовь к русской виолончельной школе – Анастасию Ушакову.
Надеемся, это только начало большой истории.
Ольга Кирьянова