15 марта 2024 в Галерее Нико Яков Кацнельсон исполнит программу, полностью посвященную Шопену.
15 марта в Галерее Нико состоится концерт, на котором Яков Кацнельсон представит несколько измененную версию программы, которую он недавно играл в ММДМ. Она включит в себя:
- Ноктюрн ля-бемоль мажор ор. 32;
- Рондо до-минор;
- Ноктюрн фа-диез мажор;
- Вальс до-диез минор;
- Вальс ми-минор;
- Andante spianato и Большой блестящий полонез.
- И грандиозное завершение – 24 прелюдии.
Вот что сам Яков пишет о программе:
«Произведения Фредерика Шопена сопровождают меня с раннего детства и проводят меня в лучшую жизнь, когда придёт время. И в этом я не оригинален, почти каждый пианист входит в какие-то особенные личные отношения с музыкой Шопена и считает, что только он постиг его особый стиль и его сложный и хрупкий внутренний мир. Именно поэтому нам всем так трудно убедить коллег в наших трактовках.
Для меня личность Шопена представляется одной из самых парадоксальных и трудно характеризуемых. Все его произведения носят ярко национальный характер, и это выражается не только в ритмах народных танцев, но и в интонационных и гармонических особенностях, и в его особой поэзии.
Но тем не менее его музыка находит живой отклик у слушателей и музыкантов всего земного шара. За один его ноктюрн или мазурку может промелькнуть вся жизнь с её радостями и трагедиями, а баллада или полонез, несмотря на героический характер, может предстать слушателю лирической исповедью.
За восторженностью нередко таится печаль, за отчаянием и гневом – беззащитность, за хрупкостью – огромная сила.
Интерпретации его произведений иногда провоцируют исполнителя на неумеренную чувствительность. Так было и при его жизни, что его раздражало. Он такое исполнение называл “пересахаренной устрицей”. Более того, почти везде в той или иной степени сквозит его особая и характерная черта – гонор. В русском языке это понятие имеет негативную окраску, в польском же означает скорее “честь”.
Передать это чувство музыкальными средствами – непростая задача. Современники отмечали его особый дар импровизации, и даже свидетельствовали, что его записанные сочинения являются бледным подобием его фантазий. Нам даже сложно себе это представить.
Моя программа охватывает огромный диапазон его чувств и настроений, от хрупких ноктюрнов до праздничных полонезов. Цикл прелюдий, может быть одна из его самых интимных исповедей. Но даже самый яркий рассказ о его музыке никогда не сможет соперничать в выразительности с его взглядом, запечатленным на фотографии в последний год его жизни».
Пресс-служба Галереи Нико и Яков Кацнельсон