Оперно-симфоническая лаборатория «New Opera World» завершила свою работу показом оперы Генделя «Ринальдо» на сцене Москонцерта.
Проект существует с 2016 года. Принцип работы простой и понятный – дать возможность молодым музыкантам из разных стран и городов поучаствовать в реальной оперной постановке – с обучением и репетициями; и тем самым получить в творческое портфолио полноценный спектакль.
За пять лет в лаборатории появились новые версии «Евгения Онегина», «Паяцев», «Свадьбы Фигаро», «Кармен», «Царской невесты» и другие. Всех их ставили в тогда еще Театре Бориса Покровского.
В этот раз проведение лаборатории, как и любого другого культурного мероприятия, находилось под вопросом. Но несмотря на пандемию, закрытые границы, человеческие страхи и всевозможные ограничения, директор и создатель проекта Анна Селиванова решила идти до конца и приложить максимум усилий, чтобы всё состоялось.
В итоге в Москву приехали молодые музыканты из Саратова, Тольятти, Самары, Нижнего Новгорода и других российских городов. Всего более полусотни вокалистов и инструменталистов, которые в течение месяца находились в тесном творческом контакте, работая над новым спектаклем.
Решено было ставить оперу Генделя «Ринальдо». Выбор неслучайный, рассказывает соорганизатор лаборатории Екатерина Карпова:
«В предыдущие годы нам часто поступали заявки от ребят с очень интересными и исключительно подвижными голосами, но мы понимали, что они не смогут раскрыться в классическом репертуаре, который мы ставили на тот момент. Так и оформилась идея поставить барочную оперу».
Музыкальным руководителем постановки выступил дирижер Айрат Кашаев, за плечами которого десятки самых разнообразных спектаклей: от барокко до наших дней, – на разных российских сценах. В этот раз ему предстояло поработать с совсем еще молодым коллективом – «KOROLЁV orchestra» (худрук – Григорий Королёв).
За режиссуру взялся руководитель лаборатории Андрей Цветков-Толбин – победитель «Нано-оперы-2015», актер музыкального театра, активно совмещающий эту деятельность с работой над постановками в Москве, российских регионах и за рубежом.
По его словам, в основе спектакля – желание
«рассказать историю о прекрасном мире, идеальном обществе, гармонии и красоте человеческой души, истине, которая в реальности окружает нас повсюду, но которую мы упорно не замечаем».
Так в центре сцены появляется образ идеального – макет града Иерусалим, вокруг которого кипят страсти этой оперы seria. Герои влюбляются, страдают, пытаются завоевать город и друг друга, но в конце концов понимают, что насилием не снискать ни любви, ни победы, и переходят на сторону добра, заканчивая баталии хэппи эндом.
Конечно, создать качественную постановку барочной оперы мирового масштаба, да еще при сильно ограниченном бюджете в условиях пандемии, всего за месяц не под силу даже маститым оперным командам. Что уж говорить о музыкантах, которые фактически впервые видят друг друга. Конечно, исполнителям нужно много сыгрываться и спеваться. И, разумеется, ни о каком аутентизме здесь и речи не идет.
Поэтому нет смысла оценивать получившееся по всем канонам жанра. Этого «Ринальдо» скорее можно назвать качественным эскизом к полноценному спектаклю для большой сцены. Тем более, что площадкой для постановки стал зал Москонцерта на Пушечной – здание в центре столицы, недалеко от Большого театра и других культурных учреждений.
Здание прекрасное, но совсем не предназначенное для показа оперы. Здесь нет оркестровой ямы, поэтому оркестранты сидят перед певцами. Таким образом, возникает двоякий эффект. С одной стороны, можно рассмотреть каждое движение смычка и рук дирижера, а с другой, – музыкантам становится сложнее держать баланс, и периодически оркестр забивает голоса солистов.
А голоса достойные, хотя и требующие дальнейшей большой работы и развития, в том числе и над техникой исполнения. Мягкое и пластичное сопрано Татьяна Шкарупина создала образ нежной и женственной Альмирены. У Яны Дьяковой Ринальдо получился несколько статичный, но не лишенный очарования и красоты. Крепкий бас Василий Соколов в роли короля Арганта держался гордо и уверенно.
Пространство сцены Зеркального зала Москонцерта сильно ограничено, поэтому разгуляться фантазии сценографа и художника по свету нельзя. Единственная возможность визуального решения, которая не зависит от размеров и качества площадки – костюмы.
Модельер Ёргос Погосян создал их из шелкового атласа – ткани струящейся, блестящей и легкой. Спадающие с плечей складки и драпировки сделали героев похожими на персонажей античных фресок, а детали в виде перьев, украшений и головных уборов придали индивидуальности каждому образу.
И хотя в зале не было аншлага, публика встречала почти каждую арию и поклоны солистов бурными аплодисментами и криками bravi. Было четкое ощущение, что находишься в домашнем театре какого-нибудь российского князя – обстановка вроде бы и торжественная, но в то же время уютная и спокойная. Все друг друга знают и все друг другу рады.
После спуска занавес солисты и инструменталисты спускаются прямо в зрительный зал, обнимают родных и близких. Мы видим еще один хэппи-энд в мире, который на пару часов вдруг стал идеальным.
Александр Матусевич