Рай на земле

Кульминацию вечера ознаменовало «Мученичество святого Себастьяна». Музыка к мистерии Габриэли д`Аннунцио для хора, чтеца, сопрано и оркестра — грандиозное вокально-инструментальное действо с театральными корнями. Дебюсси создал его для труппы Иды Рубинштейн в соавторстве с хореографом Михаилом Фокиным и художником Львом Бакстом в 1911 году. После провала в театре Шатле (церковь сочла спектакль еретическим) «Мученичество…» постигло забвение. В России его не слышали вплоть до 2004 года, пока Геннадий Рождественский не исполнил эту изысканную, по его словам, стилизацию на старофранцузском наречии.

В концертном зале Чайковского она гремела скорее пронзительно. Путь Себастьяна с грешной земли в райские сады проходил под звенящие tutti оркестра, щемящие стенания хора капеллы им. Юрлова и броскую патетику Спиваковой, отвечающей за художественное слово.

За монументальными звуковыми пейзажами («Двор лилий», «Магическая палата», «Совет ложных богов») порой терялась интимная интонация — человек с его простыми радостями и страстями. В сольных эпизодах ее филигранно восполняла Шагимуратова, чье небесное сопрано и олицетворяет рай на земле.

Солистка Мариинского театра расположилась на боковом балконе вдали от вокально-оркестровой толпы. Оттуда ее монологи о священной печали, благовесте звезд и кровоточащих ранах звучали особенно ирреально, а воскресение казалось мечтой вплоть до финальных возгласов «Аллилуйя!» С парижской программой гармонировало изысканное черное платье певицы в пол. По-французски Шагимуратова подошла и к слову, не затмив хрустальными переливами его сакральный смысл.