Маттиас Гёрне и Петр Андершевский представили в Берлине вечер песен Роберта Шумана.
С единственным концертом на сцене Камерного зала Берлинской филармонии выступили выдающиеся музыканты современности – немецкий бас-баритон Маттиас Гёрне и польский пианист Петр Андершевский.
Совместный творческий альянс этих музыкантов каждый раз оправдывается живыми откровениями на их концертах. Вместе они часто выступают в ансамблях, представляя слушателю самый разнообразный репертуар камерно-вокальной лирики.
Бархатистый тембр баритона Маттиаса Гёрне пользуется особой любовью и признанием публики из разных стран мира. Его глубина интерпретаций австро-немецкой Lied до сих пор покоряет своей возвышенной чистотой и безупречностью стиля. И в этом несомненная заслуга учителей и наставников Гёрне – Дитриха Фишера-Дискау, Ханса-Йоахима Бейера и Элизабет Шварцкопф.
Песни стали основой многочисленных циклов программ, с которыми певец объездил крупнейшие концертные залы мира, такие как Карнеги-Холл в Нью-Йорке, Вигмор-Холл в Лондоне, Консертгебау в Амстердаме, Венский Концертхаус, залы филармонии и Концертхауса Берлина.
Несколько лет назад на лейбле «Harmonia Mundi» Маттиас Гёрне записал антологию песен Франца Шуберта. Большинство записей певца были удостоены престижных премий и наград.
Интерпретации Петра Андершевского также отличаются естественным благородством и аристократизмом.
«Этот поляк, занявший законное место в мировой пианистической элите, – наполовину эксцентрик, наполовину романтик. Но, прежде всего, Андершевский – алхимик звука, которому удается извлекать из рояля неисчерпаемые тембровые оттенки» (Berliner Tagesspiegel).
Будучи выпускником Варшавской академии музыки, Андершевский долгое время совершенствовал свою игру во Франции и США. Сам пианист неоднократно замечал, что самым ценным уроком для него было впечатление от пианистического мастерства Святослава Рихтера.
Предельное внимание к звуку и штрихам, четкое следование авторским ремаркам и, наконец, высокая художественная оценка произведений налагают особый отпечаток на исполнительскую манеру этого талантливого пианиста.
В одном из интервью Петр Андершевский так высказался о своем отношении к музыке:
«Представьте, что вы смотрите на себя в зеркало и вдруг вам кажется, что ваше отражение деформируется: было у вас приятное лицо, и внезапно с ним начинают происходить странные метаморфозы.
Когда работаешь над произведением, ты тоже видишь эту искривляющуюся линию, которая тянется от первой ноты к последней. И тогда вдруг ты находишь выход из мрака и хаоса – это фантастическое чувство, это величайшая из радостей».
Возможно, этих романтических чувств Петр Андершевский не избежал в шумановском лидерабенде, утонченно аккомпанируя Маттиасу Гёрне.
Концертный вечер открыли несколько песен из цикла «Мирты» и Шести стихотворений Р. Рейника (сборник «Книга песен художника»). Вслед за этими пейзажными зарисовками Маттиас Гёрне в ансамбле с Петром Андершевским обратились к двум вокальным циклам Роберта Шумана – «Круг песен», соч. 39 и 24 на стихи немецких поэтов-романтиков: Йозефа фон Эйхендорфа и Генриха Гейне. Оба артиста хорошо почувствовали символику образов в каждой из миниатюр, донеся до слушателя необходимые интонации, гамму настроений и чувств.
11 июня исполнители выступили с той же программой в Дюссельдорфе в рамках масштабного фестиваля фортепианной музыки земли Рур (Klavier-Festival Ruhr), а в конце августа представят ее в Варшаве на фестивале им. Фредерика Шопена.
Виктор Александров, Берлин (Германия), ClassicalMusicNews.ru