Две одноактных постановки под общим названием «Горький балет» показали в Пакгаузе на Стрелке в Нижнем Новгороде.
Это премьера Нижегородского оперного театра. Руководство решило, что негоже не иметь в афише спектакли, связанные со знаменитым земляком. И это точно будет ноу-хау. Так возникли балеты «На дне» и «Девушка и Смерть». Первый балет поставил Павел Глухов, второй — Кирилл Радев. Помощь в создании оказал фестиваль «Контекст -Диана Вишнева».
Здание Пакгауза, то есть театрально-концертного зала, было максимально использовано в постановке. В балете «На дне» наглухо задернутый занавес на заднике, в финале приоткрывался, давая щель яркого света ( там в здании — стекло во всю стену). В «Девушке и Смерти» занавес, наоборот, распахнули, и публика увидела «скалу», на которой сидела — спиной к нам — белокурая, с распущенными волосами, Смерть, точно Лорелея на Рейне. То есть хорошо сделанный муляж женской фигуры. А «скалу» после спектакля сдули.
Декорации единые: большие камни на полу и под потолком, только в первом балете они обернуты плотной бежевой упаковочной бумагой, а во втором не обернуты. Свет серый и как бы пыльный – ночлежка же. Танцовщики перед началом бродят по залу и перекрикиваются: «Бубнов, карты при тебе? – при мне», «Где это видано, чтобы шулер полы мыл?», «мой организм отравлен алкоголем».
Немного странными на обитателях дна выглядят серо-розовые дизайнерские костюмы, причем похожие. Но к ним привыкаешь. Силовые взаимодействия мужчин и трех женщин если и персонифицированы, то слегка. Можно угадать Луку, Актера и Анну, да и прочих, если постараться. Но главным для хореографа Павла Глухова стало общее настроение агрессивной безысходности.
Живая музыка (струнный квартет играл Мясковского) способствовала созданию длящего настроения «бесформенности», неопределенности и повторяемости бытия. Артисты, воспитанные на классике, играя босяков с помощью современного танца, не забывают держать спину и изящно тянуть стопы, думаю это происходит бессознательно и автоматически, срабатывает моторная память тела,. Правда, (судя по тому, что хореограф не поправил) это может быть и приемом. Знаком того, что «человек – это звучит гордо».
Силовая хореография, в которой все друг друга такают, толкают и пихают, вполне передает дух ночлежки, в которой оставь надежду всяк сюда входящий. Отобрать книжку у читающей. Показать, что выражение «пошла по рукам» может быть буквальным, и через это – метафорическим. Укусить партнера за руку. Много чего можно сделать, чтобы жить на дне.
Самоубийство Актера , уходящего в световую щель, ставит точку. Звучит ли гордо человек, решать публике. Я бы так не сказала,
Второй балет совершенно иного рода. Впрочем, и вещь Горького (та самая что одному псевдо-чувствительному читателю показалась «посильнее, чем «Фауст» Гете), совсем иная. Это ранее постромантическое творчество, поэма о жажде жизни и фатальности кончины. Смерть временно отступает от витальной девушки, но только временно.
Хореограф Радев, похоже, решил развлечься. У него есть персонаж-Рассказчик, без имени, которому, тем не менее придано портретное сходств с Горьким. Есть черно-красная Смерть с белокурой косой на голове, а в руках у нее косы нет.
Девушка в красном и черном то отрицает Смерть пластически, то вынуждает ее вторить своим па. Но они могут и поменяться местами. Тогда уже дама с косой диктует условия.
Рассказчик периодически доводит дуэт до трио. Но главное еще впереди. На сцену, чуть ли не напевая, жизнерадостно суетясь, надувая воздушные шарики и порхая, словно эльфы, выбегают некие существа с огромными «ресницами» и в красных гольфах. Если бы не подсказка в программке, вы бы ни за что не догадались, что это комары. Зачем в этой притче комары? Хороший вопрос.
Но как прочтет о них. так и ясно, что они: гольфы-то красные и воздушные шарики у них в руках –тоже красные. То есть попили нашей кровушки. Аспиды назойливые. У Смерти, кстати, тоже бы шар. Значит ли это, что комары летом хуже смерти?
Все это было под чудную музыку Шуберта (играл тот же струнный квартет). Вернувшиеся на сцену после большой комариной пляски Смерть и Девушка, как и положено в истории Горького, обнимаются в его присутствии и в окружении комаров. Видимо, они у Радева символизируют вездесущесть. А что, в этом комары сходны со смертью.
Что еще сказать? Костюмы Анастасии Нефедовой поносили. Новый телесный опыт был. Артисты нижегородского балета, участвовавшие в проекте, получили уроки современной пластики, что всегда полезно. Будут у них и другие роли, кроме комаров. Непременно.
Майя Крылова