Мариинский театр вновь поражает Британию. В столице Уэльса российские мастера представляют сложнейший оперный цикл “Кольцо нибелунга” одного из самых противоречивых композиторов – Рихарда Вагнера. На спектакли съехались поклонники оперного искусства со всего света. Их не пугают ни цены на билеты, ни продолжительность действа. В итоге – грандиозный успех знаменитой труппы из Петербурга.
Четыре долгих вечера подряд, как замышлял постановку сам Вагнер, специально создавший для этого оперный театр в баварском Байрейте, где “Кольцо нибелунга” можно и по сей день услышать в полном варианте. Для большинства театров мира это непозволительная роскошь, требующая огромных вложений и высочайшего профессионализма труппы. Более четверти века творил Вагнер свой шедевр. Пять лет потребовалось Гергиеву, музыкантам Мариинского театра для репетиции. Всего за четыре часа были проданы билеты на спектакль в британском Кардиффе. Даже самые дорогие из них за полторы тысячи долларов не остановили волны ажиотажа.
Пластиковые исполины едва умещаются на сцене. И монтаж декорации, начатый за неделю до спектакля, напоминает скорее строительство многоэтажного дома. Известно, что Вагнер был не чужд гигантомании. Но режиссер-постановщик боролся в нем с композитором и последний неизменно одерживал верх. Во время спектаклей Вагнер закрывал ладонью глаза своим гостям, считая, что материальная бутафория опошляет его музыку.
Возвращение оперы на сцену российского театра, к тому же на языке оригинала, – событие для мира музыки эпохальное.
“Люди берут отпуска, приезжают на неделю, готовы выслушивать по 6 часов эти действа”,
– говорит народный артист России, руководитель Мариинского театра Валерий Гергиев.
Общее время звучания – 19 часов. Два с половиной часа длится “Золото Рейна”, а самая длинная опера цикла – “Гибель богов” – продолжается более пяти часов. Сюжет основан на древнегерманской мифологии. Миру угрожает власть капитала – “Золото Рейна”, и отказ от любви во имя власти над природой грозит гибелью Вселенной.
Опера была написана во время индустриальной революции, когда казалось, что человечество крадет секрет природы, то самое кольцо. И Гитлер, замахнувшийся на “кражу века”, истинного смысла оперы, вероятно, не понимал, хотя именно в нацистской Германии “Кольцо” выдержало рекордное количество постановок.
“Вагнер пережил свое время именно потому, что есть многое другое, за что его можно любить, но не то, что он имел какое-то особое место в истории Третьего рейха”,
– считает Валерий Гергиев.
Тем не менее, гений Вагнера и значимость его творения омрачает существенная деталь: главному отрицательному персонажу, воплощению зла, композитор придал семитские черты, о чем оставил запись на полях партитуры.
В Израиле опера, вероятнее всего, никогда не прозвучит. Впрочем, и для широкого круга меломанов “Кольцо” остается малоизученным произведением, о котором известно, что это первая в мире опера-фэнтэзи и, что именно оттуда родом “Полет Валькирии” – оркестровый шедевр на все времена.