Солисты Академии молодых оперных певцов Мариинского театра выступили в ГМПИ им. М. М. Ипполитова-Иванова в рамках XVIII Московского Пасхального фестиваля.
Концертом отметили двойной юбилей: 100-летие Ипполитовки и 160-летие со дня рождения композитора, чьё имя носит известный музыкальный вуз.
Одно из главных направлений масштабного фестиваля-долгожителя, радующего публику вот уже восемнадцать лет подряд, – образовательная и просветительская деятельность. Вновь открывать слушателям прекрасные произведения незаслуженно забытых композиторов – благородная миссия.
Впервые вокальные сочинения М. М. Ипполитова-Иванова в исполнении молодых певцов Академии Мариинского театра прозвучали год назад на родине композитора в Гатчине, а в этом году были с успехом представлены в стенах прославленного музыкального вуза, носящего имя композитора, педагога и выдающегося общественного деятеля, чей вклад в развитие отечественного музыкального образования решительно невозможно переоценить.
В студентах этого музыкального учебного заведения жив неиссякаемый «ипполитовский дух»: молодёжь жаждет знаний и профессиональных открытий.
Огромный и искренний интерес со стороны студентов вокального отделения вызвал мастер-класс Ларисы Гергиевой – народной артистки России и художественного руководителя Академии молодых оперных певцов Мариинского театра.
Она приглашала на сцену студентов вокального отделения Ипполитовки, каждый из которых исполнял арию или романс из своего репертуара, делала замечания, и исполнение буквально на наших глазах становилось лучше, выразительнее, эффектнее. Лариса Абисаловна – педагог высочайшего класса, взять у неё урок – значит подняться на новую ступень овладения профессией.
Во время мастер-класса в Большом зале института яблоку было негде упасть! Мастер-класс продлился более двух часов и даже задержал начало концерта, а ипполитовцы всё рвались на сцену, чтобы услышать совет, рекомендацию, да и себя показать опытному педагогу.
Затем настал час Академии молодых оперных певцов Мариинского театра: на сцену выходили Татьяна Старкова (сопрано), Александр Трофимов (тенор), Анна Бархатова (сопрано), Ярослав Петряник (баритон), Регина Рустамова (меццо-сопрано) и Мария Баянкина (сопрано) и исполняли вокальные сочинения Ипполитова-Иванова.
В Академии набираются опыта далеко не студенты, а певцы, получившие базовое вокальное образование в российских музыкальных вузах, ставшие лауреатами международных конкурсов и уже исполнившие не одну сольную партию в репертуаре Мариинского театра. Какие же бриллианты талантов со всей России собрались в Мариинке, чтобы совершенствовать своё мастерство!
В очередной раз убеждаешься, что Мариинский театр – эталон, образец для подражания многим российским оперным певцам. Высокая вокальная культура, умение выигрышно подобрать репертуар и эффектно преподнести себя публике, эмоциональность, музыкальная выразительность, разнообразие нюансировки, отсутствие форсированного звука, безукоризненная артикуляция, трепетное внимание к нотному и словесному тексту и, наконец, по-актёрски точное отношение к содержанию вокального произведения – всё это в полной мере можно отнести к каждому из молодых солистов Мариинской оперной сцены.
Выбранный репертуар соответствовал внешности и индивидуальности каждого из исполнителей. Например, когда молодая, но уже достаточно опытная, имеющая звание заслуженной артистки Азербайджана Регина Рустамова с её жгучей кавказской красотой спела романс «Грузия» на слова Г. Орбелиани и Три мавританские мелодии на народные слова в переводе с испанского В. Боткина, в воображении сразу же возник целый спектр партий мирового репертуара, которые она могла бы исполнить в будущем. Продолжив испанскую тему, она спела на бис знаменитую «Хабанеру» из оперы Бизе «Кармен».
Путь к совершенству бесконечен, шлифовать и оттачивать мастерство можно всю жизнь, но уже сегодня можно сказать, что каждый из молодых певцов Академии Мариинского театра крепкий профессионал.
Осмелюсь предположить, что у выпускницы Академии им. Гнесиных Марии Баянкиной есть задатки мировой звезды – внешность, голос, темперамент, чуткое интонирование, – поэтому запомните её имя на всякий случай. Известно, что талант мировой мега-звезды Анны Нетребко раскрылся и окреп именно на подмостках Мариинки.
Как правило, концертмейстеры – этакие «бойцы невидимого фронта», чьи имена в лучшем случае лишь указывают в программке. Поэтому хочу особо отметить концертмейстеров Елену Федоренко и Василия Попова, продемонстрировавших лучшие качества аккомпаниаторов: помимо исполнительского мастерства, они проявили сдержанность и деликатность, чуткое внимание к солистам, способность улавливать их малейшие эмоциональные, темповые и динамические вибрации, и главное – умение держать ансамбль, а это важнейшее качество для любого музыканта.
«Пасхальный тур – не для слабонервных: каждый день переезды в разные города, каждый день разный репертуар»,
– сказала Лариса Гергиева, которая вела концертный вечер: называла произведения, представляла вокалистов, кратко рассказывала творческую биографию каждого – где учились, какие партии исполняли.
Она слушала их как заинтересованный педагог, проживая каждую ноту и каждое слово, пропевая внутренним голосом вокальные номера, порой же воспринимала певцов как зритель, и было видно, что она получала удовольствие от услышанного.
Конечно, главное открытие концертного вечера – впервые прозвучавшие в зале института вокальные сочинения Ипполитова-Иванова. Позабытые сокровища русской романсовой музыки стали открытием не только для юных ипполитовцев, но даже для ректора учебного заведения Валерия Вороны, который много делает для того, чтобы увековечить память композитора, чьё имя носит вверенный ему вуз.
«Мы должны вернуть сочинения Ипполитова-Иванова в репертуар современных певцов, ведь в советские времена некоторые из его романсов были знамениты. Они исключительно красивы, мелодичны, написаны со знанием вокала, удобны для исполнения и созданы на прекрасные лирические тексты. Я за то, чтобы молодые певцы их разучивали, потому что эти сочинения полезны для развития вокала и позволяют раскрыть индивидуальность любого исполнителя, ведь автор писал для всех голосов.
Грустно сознавать, что оперы Ипполитова-Иванова сегодня незаслуженно забыты и исчезли с театральных афиш. В советские времена они ставились, а некоторые арии даже звучали как шлягеры! Не нахожу объяснения, почему теперь его оперы не берут к постановке: это досадное упущение или стечение жизненных обстоятельств? Как бы там ни было, мы должны извлечь этого автора из тени забвения. Хотелось бы, чтобы творчество Ипполитова-Иванова, чей вклад в русскую музыкальную культуру огромен, стало популярным»,
– подытожила Лариса Абиласовна Гергиева.
Ректор Ипполитовки и руководитель благотворительного фонда «Русское исполнительское искусство» Валерий Иосифович Ворона завершил концерт словами благодарности и под аплодисменты публики сообщил, что Ларисе Гергиевой присвоено звание почётного профессора института им. Ипполитова-Иванова.
Напомним, что в 2015 году Ларисе Абисаловне была вручена Международная премия в области музыкальной педагогики им. М. Ипполитова-Иванова. Благодарность – редкостное человеческое качество, отличающее Валерия Ворону.
Ведь именно по его инициативе впервые в истории была учреждена премия музыкальным педагогам, воспитавшим десятки и даже сотни (!) лауреатов международных конкурсов, взрастившим прекрасных музыкантов, составляющих сегодня честь и славу российской и мировой музыкальной культуры. Он первым заявил общественности о том, как важно сказать педагогам «спасибо»: ведь без выдающегося педагога нет выдающегося исполнителя.
Теперь мы с нетерпением будем ждать продолжения дружбы и сотрудничества Мариинки и Ипполитовки, например, в виде постановки одной из опер Михаила Михайловича Ипполитова-Иванова, о чём Лариса Гергиева и Валерий Ворона предварительно договорились.
Лилия Ященко