В «Новой Опере» состоялась премьера спектакля «Мадам Баттерфляй».
Историю о любви и обманутых надеждах режиссер Денис Азаров стремился рассказать так, чтобы она была понятна даже без слов, на эмоциональном уровне.
Бетонные стены напоминают бомбоубежище. На сцене примиряют два мира: жесткий, энергичный Запад и мягкий, обволакивающий Восток. Такой внешний минимализм близок и художнику спектакля Павлу Каплевичу, и режиссеру Денису Азарову. В процессе работы над оперой они увидели в ней не только историю о любви и обмане.
«Покупка женщины ‒ это, конечно, общество потребления, такая же норма, как купить и продать машину. А тут выясняется, что машина имеет чувства. Я утрирую. Это высшая степень общества потребления»,
‒ считает режиссер Денис Азаров.
Общество потребления символизирует баночка колы: отсылка к стилю поп-арт. Авторы постановки смешивают эпохи и культуры, усиливая эмоциональный накал в городе, в котором и без того не хватает спокойствия, ‒ Нагасаки.
«У нас нет привязки ко времени, мы взяли набор мыслей и соединили в какую-то свою систему. И бомбежка Нагасаки, и любовь, и Япония классическая, и Энди Уорхол. Получилось столкновение культур ‒ альтернативная реальность, придуманная самой героиней»,
‒ рассказал Денис Азаров.
В нарядах ‒ лишь намеки на традиционный костюм. Художник Павел Каплевич использовал материал, благодаря которому наряды выглядят так, будто выполнены в технике оригами.
«В данном случае я использовал ткани для воротников, которые для мужских рубашек, она как бумага. Все костюмы сделаны из нее, плюс к ним добавлен капрон, с которым я тоже работаю»,
‒ пояснил художник Павел Каплевич.
Чтобы достовернее передать атмосферу Страны восходящего солнца, Джакомо Пуччини встречался с женой японского посла, и та наиграла ему национальные мелодии, которые легли в основу оперы. Дирижер-постановщик Ян Латам-Кёниг постарался, чтобы эта «Мадам Баттерфляй» звучала именно так, как завещал композитор.
«Он боялся слишком медленного темпа, потому что он считал, что драма оперы должна быть очень решительна. И певцы не должны петь все как арию»,
‒ говорит дирижер-постановщик, музыкальный руководитель спектакля Ян Латам-Кёниг.
Впервые «Мадам Баттерфляй» показали в Ла Скала в 1904-м. Спектакль потерпел фиаско. Публика бурно негодовала, и композитор убрал постановку из репертуара миланского театра.
На премьере в «Новой Опере» ‒ аншлаг. Это прочтение современный зритель принял.
Анастасия Егорова, Новости культуры