Сахалинская филармония задала себе трудную задачу на весь предстоящий 68-й сезон.
Коллектив наметил высокую планку, пригласив на открытие очередного музыкального года лучший струнный ансамбль России «Романтик-квартет».
Для островных меломанов концерт на сцене Сахалинского театра кукол 20 октября стал настоящим открытием потрясающего струнного квартета Московской академической филармонии.
Основателем коллектива был выдающийся отечественный виолончелист Валентин Берлинский. Как рассказал руководитель коллектива и по совместительству виолончелист Сергей Асташонок, до этого дальше Читы музыканты не доезжали.
“На острове мы впервые и очень рады этому обстоятельству. Какой русский человек не мечтает посмотреть всю Россию. А не посетив Сахалин и Курилы – о чем вообще можно разговаривать. Ты «топчешься» в своей Европе, а страну по-настоящему и не видишь. Поэтому нам очень приятно приглашение, и мы сделаем все возможное через свое искусство, чтобы нас позвали еще раз”,
– поделился первыми впечатлениями музыкант.
Если бы это желание ансамбля зависело только от зрителей, можно не сомневаться, что «Романтик-квартет» стал бы постоянным гостем Сахалина. Это как раз тот случай, когда техническое совершенство артистов существует априори и слушатель растворяется в мире звуков.
Несмотря на то, что в постоянном составе ансамбля, существующем более 15 лет, произошли изменения, высокое реноме свое он подтвердил. Вторую скрипку Михаила Болховитина в поездке на Сахалин заменила его коллега Екатерина Погодина, разбавив мужской коллектив и внеся женственность и мягкость. По словам руководителя, проблем эта рокировка исполнителей не создала.
“Екатерина также играет в другом квартете, тоже является ученицей Валентина Берлинского, поэтому у нас с ней проблем во взаимопонимании нет, как у людей, вскормленных одним материнским молоком”,
– считает Сергей Асташонок.
Программу москвичи назвали «Посвящение П. И. Чайковскому», напомнив, что уходящий год прошел в мире под знаменем русского музыкального гения. Концерт начался, естественно, с его сочинения. Музыканты выбрали знаменитый первый квартет.
Причем музыканты обошлись без ведущего. Как сыронизировал Сергей Асташонок, не потому, что филармония экономила на затратах. Творческое кредо квартета – быть ближе к слушателю, найти плотный творческий контакт. И в нескольких словах подготовить слушателя к восприятию шедевра. Согласитесь, это гораздо эффективнее чтения по бумажке выдранных из интернета фраз о произведении, которым обычно потчует зрителей областная филармония.
Несмотря на дебют композитора в жанре квартетов, первый стал одним из лучших творений Петра Ильича Чайковского раннего периода творчества. Он заложил в нем основы своих поздних квартетов, напоенных драматизмом и тонкими душевными переживаниями.
Известная приверженность композитора к народным мелодиям, отраженная в ряде симфоний, сказалась уже в первом квартете. В нем Чайковский использовал русскую народную песню «Сидел Ваня на диване». По мнению музыкантов, в «Moderato e simplice» слышны даже интонации великой «Эй, ухнем».
В «Andante cantabile», которая больше на слуху меломанов, музыканты смогли передать неповторимое разнообразие темпов и ритмов, заложенное автором. Завершили знаменитый четырехчастный цикл третья часть и финал, после чего зал взорвался аплодисментами.
Удивительный и нелегкий для исполнителей жанр квартета предполагает ряд диалогов – музыкантов между собой и каждого с Чайковским, ансамбля со зрителями. Средством общения у артистов, естественно, является инструмент. Виртуозные первая и вторая скрипка, великолепный альт Андрей Усов (ученик великого Юрия Башмета) и маэстро Сергей Асташонок предложили свой собственный монолог, органично переходящий в общение с коллегами и залом.
Завершил первое отделение ноктюрн из второго квартета Александра Бородина. Его композитор написал через 20 лет брака, вернувшись в те места, где встретил свою первую и единственную любовь. Редкий случай, когда люди пронесли через всю жизнь это чувство, опровергая тезис о том, что первая любовь не может завершиться счастливо.
Во втором отделении музыканты подарили сахалинцам не только квартетную классику. Они исполнили знаменитый «Полет шмеля» Римского-Корсакова, не менее легендарный марш из оперы «Любовь к трем апельсинам» Сергея Прокофьева, элегию и польку Дмитрия Шостаковича и реже звучащий романс из первого неоконченного квартета Сергея Рахманинова.
В завершение концерта прозвучали несколько пьес из «Детского альбома» Чайковского. Выбор был закономерным: концерт оказался закольцованным великим именем композитора. «Сладкая греза», «Марш деревянных солдатиков», «Мужик на гармонике играет», «Шарманщик поет» и «Камаринская» позволили проследить и развитие русских фольклорных мотивов, и итальянской народной мелодии.
Гастроли коллектива Московской филармонии показали и важность просветительской работы таких коллективов. Кроме вечернего концерта «Романтик-квартет» выступил в рамках проекта Сахалинского колледжа искусств «Классика детям».
По словам Сергея Асташонка, встреча прошла замечательно. Чайковский излил душу во всех своих квартетах, и это не могло не найти отклик в сердцах слушателей. Как поделилась восьмилетняя зрительница Софья Бердникова, сама она уже три года занимается в классе фортепиано детской школы искусств «Этнос». Чайковского пока не играет, но музыку любит всякую в любом исполнении. После знакомства с «Романтик-квартет» твердо намерена включить в свой репертуар и великого русского классика.
Филармонический сезон на Сахалине определен пока в общих чертах. По словам главного администратора Маргариты Че, в этом сценическом году пройдут торжества по поводу десятилетнего юбилея ансамбля русских народных инструментов «Братчина». Выступления остальных коллективов на острове только планируются.