Марианские антифоны для смешанного хора и ударных.
Теодор Курентзис и его оркестр в очередной раз удивили московскую публику.
В Большом зале консерватории прозвучала новая программа, в которой объединены, казалось бы, абсолютно несочетаемые сочинения XX и XXI веков.
Пока двери в консерваторию закрыты, в Большом зале происходит самое важное ‒ композитор и дирижер примеряют звук.
Это пространство рассчитано на 1700 мест, и все они будут во власти небольшого хора. Музыкальная ночь в консерватории должна начаться с синтеза Григорианских песнопений и современной музыки ‒ совсем новое сочинение Алексея Ретинского еще ни разу не звучало в России.
Теодор Курентзис предупредил, на этот раз ничего привычного публика не услышит.
«Если я попытаюсь сейчас это как-то вербализировать, я, пожалуй, солгу вам. Пусть музыка скажет сегодня сама за себя»,
‒ подчеркнул композитор Алексей Ретинский.
Это произведение звучало всего лишь раз, в Киеве, там его и услышал Курентзис. Прошло всего несколько месяцев, и вот оно ‒ на одной из лучших российских сцен.
Вообще, этой ночью в Москве звучали лишь премьеры.
Не слышали здесь ни «Coro» Лучано Берио, симфонический опус, который он посвятил своей жене, ни скрипичный концерт Сергея Невского. Он был написан специально для Курентзиса и скрипачки Елены Ревич.
«Играть ее мне интересно. Конечно, она немного провокативна или провокационна, никогда не знаешь: какова будет реакция публики», ‒ поделилась Елена Ревич.
Музыку Сергея Невского называют авангардной. Он же ее никак не классифицирует, передает право следующим поколениям.
Говорит, что у внимательного слушателя с восприятием сложностей возникнет столько же, сколько при прослушивании, например, Скрипичного концерта Бетховена.
Правда, здесь, помимо классических инструментов, задействованы еще и столовые приборы, и граненые стаканы. Их, кстати, еле нашли в Штутгарте, где было премьерное исполнение.
«Нашли в бюро радиостанции у прекрасной секретарши. На самом деле, стаканы ‒ это такой же ударный инструмент, как и все остальные. Ими касаются друг друга, трут, и они создают очень воздушный звук, прозрачный, который очень хорошо слышно на фоне скрипичного соло»,
‒ рассказал композитор Сергей Невский.
Это первое сочинение Невского для симфонического оркестра. Опыт оказался удачным, и уже на следующий год намечена еще одна совместная премьера.
Анна Галинская, Новости культуры