Аутентичное исполнительство или максимально точное воспроизведение старинной музыки невозможно без исторического звучания. А чтобы его достичь, музыкантам необходимы инструменты с историей, которым зачастую требуются профессиональные реставраторы.
Петр Айду – эксперт в исполнении музыки на исторических инструментах. Он демонстрирует свой рояль “Бродвуд”. Инструменту – 200 лет, он был сделан в Лондоне в 1820 году.
“У Бетховена был точно такой же инструмент, сделанный на несколько лет раньше, но той же модели и той же фирмы, Томас Бродвуд ему подарил этот рояль. Это знаменитый рояль Бетховена, который везде изображен на гравюре, где комната Бетховена, вот он там стоит”,
– отметил пианист, композитор Петр Айду.
Петру инструмент достался в совершенно разрушенном виде. Восстановить рояль очень долго не получалось.
“Я искал мастера здесь, мне кажется, лет 15. Здесь были попытки реставрации. И в это были вложены и деньги, и силы, и время. И всё это приводило, я бы сказал, не к нулевым даже результатам, а к отрицательным”,
– добавил Айду.
Мастер нашелся в Бельгии. Рояль полностью разобрали, заменили испорченные детали и собрали заново. Пётр Айду объясняет, что аутентичное исполнительство, для которого нужны старинные инструменты, стало развиваться не так давно. Прежде исторические фортепьяно не ценили и не сохраняли.
Алексей Ставицкий меняет действительность по законам чистого звука
Со струнными ситуация лучше. Старинные инструменты ценят и берегут. Директор Музея музыкальной культуры Михаил Брызгалов объясняет, что инструменты из госколлекции, которые хранит музей, реставрируют лучшие в стране специалисты. Но их мало. Приходится обращаться за помощью к зарубежным коллегам. Эти два инструмента отреставрировали в Италии.
“Это был как раз случай достаточно сложный, очень сложной работы. Инструменты были в состоянии таком руинированном. У наших коллег существуют специальные школы реставрации музыкальных инструментов, специальные программы обучения”,
– рассказал генеральный директор Российского национального музея музыки, заслуженный деятель искусств РФ Михаил Брызгалов.
В России специальности “реставратор музыкальных инструментов” не обучают нигде. А значит ни один мастер не имеет документа, который подтверждает его квалификацию.
В сети множество предложений от тех, кто называет себя рестораторами старинных инструментов. Заходим на сайт частных объявлений. Вводим запрос. Мастера обещают, что о цене договоримся. Есть те, кто готов отреставрировать сразу и мебель, и паркет, и музыкальные инструменты. Гарантируют ремонт любой сложности, ссылаются на многолетний опыт. Но, конечно, никакой информации о специальном образовании.
Михаил Азоян – главный реставратор Российского национального музея музыки. Профессию постигал самостоятельно и перенимал опыт других мастеров. Из рук в руки.
“Я, по сути говоря, самоучка. Я в прошлом музыкант. И когда возникла нужда в хорошем смычке, я начал со смычков, я не мог купить хороший альтовый смычок, который мне бы подходил, и я начал его делать сам. У меня была к этому делу страсть, стремление, любовь. Потому что без любви ничего не бывает. И любовь к изготовлению инструментов, она перевесила любовь к исполнению”,
– заявил главный реставратор Российского национального музея музыки Михаил Азоян.
Скрипичный мастер Калашников о секрете Страдивари и печке из баллистической ракеты
Только в 2015-м году специальность “художник-реставратор музыкальных инструментов” была внесена в справочник Минтруда России. До этого такой профессии официально не было. Есть надежда, что и вопрос с образованием тоже будет решен.
“Министерство культуры Российской Федерации достаточно серьезно озаботилось этим вопросом. Мы сейчас, и нам дано поручение совместно с Российской академией музыки имени Гнесиных разработать программу обучения и подготовки реставраторов музыкальных инструментов”,
– заявил генеральный директор Российского национального музея музыки, заслуженный деятель искусств РФ Михаил Брызгалов.
Мастера уточняют, что спрос определяет предложение. Чтобы образование в сфере реставрации было востребовано, нужно, чтобы в частных руках было больше старинных инструментов.
Яна Музыка, телеканал “Россия – Культура”