“Хозяин танца” – так уважительно называли в ансамбле народного танца его руководителя, Игоря Моисеева.
В Москве в Государственном музее современной истории России открылась выставка, посвященная 80-летию прославленного коллектива.
Зрителям предлагают погрузиться в исторический и художественный контекст времени, на протяжении которого Игорь Моисеев создавал танцевальные шедевры.
Станцевать – да с легкостью, по первой просьбе. Один в один, что и на круговой панораме – среди бывших коллег – экс-солист Владислав Озерянский.
Этот танец – жок – в репертуаре коллектива со времен создателя. Меняется только состав ансамбля – сценическая жизнь артистов – не больше 20 лет.
Вот и Владислав уже на творческой пенсии – 1,5 месяца. Говорит, как без семьи.
“Это моя жизнь, как я могу не скучать. Все мысли, сны – об ансамбле”,
– поделился Владислав Озерянский.
За 80 лет истории моисеевская школа выпустила сотни первоклассных артистов. На выставке собрана лишь часть их закулисной жизни. Стоптанные до дыр туфли, афиши, сообщающие о дополнительных концертах по просьбам зрителей, телеграммы, фотографии … и люди со снимков.
В ансамбль Галина Воронкова пришла в 44-м. Один из костюмов – ее, от венгерского танца, и сшитый в Венгрии. Из каждой страны Моисеев привозил новый танец, а к нему – наряд, по эскизам которого шились костюмы для всего коллектива. Причем, их отделке уделялось такое же внимание, как и танцам – все должно было быть идеальным.
“Все делалось по-настощему, вплоть до шапок с мехом, хотя это неудобно и жарко, но никаких имитаций не создавалось”,
– отметил куратор выставки Ваня Боуден.
Костюмы уже тогда можно было выставлять в музее, как и эти документы – партитуры танцев, где расписан каждый шаг. Игорь Моисеев успел поставить 300 номеров. Из них – 200 можно увидеть и сейчас. Худрук ансамбля Елена Щербакова была солисткой еще при Моисееве. Помнит, как дали прозвище любимому балетмейстеру.
“Он никогда не хвалил, но всегда доверял и любил. Его за глаза всегда называли “хозяином” – идет хозяин, и конечно, мы все стояли по стойке смирно”,
– вспоминает Елена Щербакова.
Прозвище вышло за пределы коллектива и стало звучать, как “хозяин танца” – вот его личный стул из кабинета и берет, который он практически не снимал. Пять залов экспозиции рассказывают, показывают, кружат в танце и приглашают в гримерку, где стоят чудо-зеркала.
Попасть в ансамбль Моисеева практически невозможно – очень жесткий отбор. Но здесь, на этой выставке можно перешагнуть несколько лет школы и сразу стать солистами известного на весь мир коллектива.
Анна Галинская, Новости культуры