
Дмитрий Онищенко – об открытии Международного конкурса Grand piano competition-2024.
В силу особенностей конкурсного жанра — чем меньше участников мы видим в соревновании, тем само мероприятие смотрится для нас элитарней. С другой стороны можем наблюдать, что конкурсы юных музыкантов обычно более многочисленны по составу конкурсантов, чем их “взрослые” аналоги.
Тем интереснее и необычнее видеть перед собой именно детское музыкальное соревнование, в котором участников публичных прослушиваний – всего навсего пятнадцать человек. Это сразу указывает нам на особую исключительность мероприятия, конкурса лучших, состязания тех, кто уже прошëл серьëзный отбор и немалую “проверку”.
Под стать формату прошло только что и его открытие — пышно, торжественно, как бы подчëркивая само его название, Grand Piano Competition — которое в свою очередь оставляет множественность трактовок: Grand piano? Grand Competition? Или и то, и другое – Grand?
Но как ни посмотри, со всех сторон получается по существу и в тему. Так как уже начиная с открытия налицо – настоящее торжество нашего инструмента: и в смысле звëздного состава пианистов разных поколений — на сцене были и молодые музыканты: Иван Бессонов, Сергей Давыдченко, Пëтр Акулов, а также их музыкальный вдохновитель, главный организатор конкурса и председатель его жюри — Денис Леонидович Мацуев.
https://www.classicalmusicnews.ru/interview/petr-akulov-2021/
При этом рояли звучали, как соло (“Бурлеска” Штрауса в исполнении Дениса), так вдвоëм (концерт Пуленка) и даже вчетвером (концерт Александра Чайковского, посвящëнный Денису Мацуеву и написанный специально для, этого конкурса).
Творческое сценическое сопровождение всем четверым составил ГАСО им. Е. Ф. Светланова под управлением Александра Сладковского.
https://www.classicalmusicnews.ru/interview/alexander-slafkovsky-2024/
Не буду слишком подробно останавливаться на замечательной игре сегодняшних солистов – яркой, масштабной, блестящей, игре настоящих победителей, как нельзя лучше подходящей к сегодняшнему мероприятию — и переведу внимание на произведение, чью мировую премьеру мы услыхали прямо сейчас.
Концерт для четырëх фортепиано с оркестром! Написанное в технике аллюзий, цитат, и с одной стороны разговаривает с нами как с людьми образованными, знающими фортепианную литературу и с удовольствием наблюдающими за тем, какую роль играет в произведении тема того или иного композитора. А какими-то чертами напомнило такую технику в искусстве коллажа, когда из множества разных рисунков, исполняющих роль пикселей, вырисовываются очертания, совсем иной и новой картины.
И очертания эти выстраивались мастерски и по форме, и по знанию композитором специфики инструмента, и по инструментовке как таковой. – в частности очень вовремя развитие музыкальной ткани “поддержала” тема в стиле эстрадного шлягера, не дав произведению “упереться” в динамический и эмоциональный потолок, таким образом “проломив” его, чему способствовал выход на “авансцену” звукового пространства первой партии фортепиано в исполнении Дениса Мацуева, а также ударной установки, уместно по стилю и краске создавшую ей насыщенный ритмический контрапункт.
https://www.classicalmusicnews.ru/interview/denis-matsuev-2024/
А вот какие произведения-исходники я уловил в этом концерте в качестве цитат. Получилось одиннадцать. А у вас сколько?
- Песня “Как под горкой под горой”;
- Ф. Лист “Дикая охота”;
- Й. С. Бах – Прелюдия и фуга до мажор из Первого тома ХТК;
- К. Дебюсси – Доктор градус ад Парнассум из “Детского уголка”;
- С. Рахманинов – Рапсодия на Тему Паганини;
- П. И. Чайковский – Концерт №1;
- Ф. Лист соната си минор (под вопросом);
- Ф Лист рапсодия №6;
- Р. Шуман – Токката;
- Ф. Лист – “Мефисто вальс”;
- С. Рахманинов – Прелюдия соль минор.
Дмитрий Онищенко окончил Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского (2006) и аспирантуру МГК (2009), где его педагогами были Юрий Лисиченко, Лев Наумов и Андрей Диев. В 2003–2004 гг. обучался также в Королевском колледже музыки в Манчестере (класс профессора Нормы Фишер).
С 2006 по 2013 годы совершенствовался в Высшей школе музыки в Ганновере (классы профессоров Владимира Крайнева и Арье Варди).
Победитель международных конкурсов Владимира Крайнева в Харькове, памяти Владимира Горовица в Киеве, в Энсхеде (Нидерланды), лауреат международных конкурсов имени П. И. Чайковского в Москве (V премия), в Хамамацу (Япония, II премия), имени Вианы да Мотта в Лиссабоне (II премия), в Сиднее (III премия) и других.
Выступал в России, Украине, Белоруссии, Латвии, Польше, Германии, Франции, Великобритании, Нидерландах, Португалии, Италии, Швейцарии, Турции, Иордании, Китае, США, Японии, Австралии. Его концерты проходили на многих известных сценах.
Председатель жюри фестиваля-конкурса «Волшебство звука» (2015–2019); принимал участие в работе жюри конкурсов «Музыкальная шкатулка» в Верхней Салде (2010–2018), Vivat Music в Москве (2019–2021), «Музыкальная провинция» в г. Щёкино и других. Проводит мастер-классы в ряде стран мира.