Что такое классическая филармония в провинции лет десять назад, а в некоторых регионах и сейчас? Это учреждение культуры на грани вымирания, эдакий динозавр, которым пугают непослушных детей и начинающих чиновников от искусства.
Это полупустой зал, в котором периодически «зажигает» местный клуб самодеятельности и «тамадит» пара доморощенных ведущих.
Оркестр? Моцарт? Премьера? Нет, не слышали. Просто вешаем афишу «Наши самородки» и расстраиваемся, что люди не идут на концерты, что искусство нынче не в моде. А затем, чтобы хоть как-то оправдать свое существование – находим антрепризных гастролеров и считаем кассу.
К счастью, в провинции появляются примеры неклассических филармоний, которые каким-то волшебным образом завлекают слушателей на концерты, бешеными темпами генерируют востребованные у аудитории творческие проекты и даже не стесняются приглашать к себе звезд мирового уровня.
За примером далеко ходить не надо. В уходящем 2018-м Псковская филармония сумела все вышеперечисленное и даже больше. Кстати: никакого волшебства при этом не потребовалось!
Ищите женщину
Как это часто бывает, залог успеха таится в людях, которых объединила общая цель в одном месте в удачное время. Псковской филармонии в этом смысле очень повезло.
Во-первых, в ней уже работали сплоченные коллективы – симфонический оркестр и ансамбль русской музыки «Псков», которые удалось сохранить несмотря на многочисленные сложности.
Во-вторых, в ноябре прошлого года филармонию возглавила молодая, энергичная и перспективная Елизавета Барышникова.
В-третьих, главным дирижером и художественным руководителем симфонического оркестра стал Николай Хондзинский, основатель, художественный руководитель и дирижер Камерной капеллы «Русская консерватория», лауреат премии имени Бориса Чайковского, Международных Баховских фестивалей, премии правительства Москвы.
Ветром перемен с афиш БКЗ повеяло уже в январе этого года, когда Псков потряс «Большой концерт русской симфонической музыки»: впервые за всю историю музыкального исполнительства на Псковской земле прозвучала Шестая («Патетическая») симфония Чайковского.
В феврале – ряд аншлагов и главное событие симфонической зимы 2018-го – премьера совместного проекта Псковского симфонического оркестра и дирижера Хондзинского (на тот момент еще в статусе приглашенного дирижера) – «Звук создан Богом».
Беспроигрышная программа: симфония №40 Моцарта, «Трагическая увертюра» Брамса, концерт для скрипки с оркестром Сибелиуса. Солировала лауреат международных конкурсов Аяко Танабе.
«Был бис! Браво, оркестр! Браво, дирижер! Браво, Аяко! Браво и спасибо, зрители! В филармонии ощущение счастья»,
– в принципе, восклицательные знаки с февраля этого года стали постоянным знаком препинания в группах филармонии в социальных сетях, причем не в рамках рекламной стратегии, а как отражение общего восхищения.
Апрель вынес классику искусства на псковские улицы. Фестиваль русской музыки в Пскове прошел под звуки прокофьевской сюиты из «Ромео и Джульетты», 4-й симфонии Чайковского, «Шахерезады» и «Картинок с выставки».
А еще – десятки горожан приняли участие в проекте «Музыка для всех»: они сыграли любимые произведения на пианино, которое театрально-концертная дирекция поставила на улице Пушкина.
Май – и вновь уникальный проект, на этот раз – «Музыка в ночи» (в рамках акции «Ночь искусств»). Музыканты филармонии под руководством дирижера Николая Хондзинского исполнили произведения Бетховена, Грига и Бизе. Псковский зритель по достоинству оценил поздний концерт, отблагодарив музыкантов аншлагом и бурными овациями.
Ищите дирижера
Когда по завершению сезона в одном из интервью Елизавета Барышникова пообещала, что следующий юбилейный сезон покажет «небывалые результаты», можно было решить, что это дежурные слова директора-оптимиста.
Однако, как показали дальнейшие события, обещание было вполне сознательным. Уже 4 июля околокультурная общественность Пскова взволновалась: у оркестра появился новый худрук и главный дирижер – Николай Хондзинский.
Спустя два дня он выступил в новом качестве на концерте «Лавандовая ночь». Музыка композиторов итальянской и французской школ в исполнении симфонического оркестра филармонии, оперные арии в исполнении звезды Мариинского театра Марии Баянкиной прозвучали в потрясающей атмосфере сумерек бархатной июльской ночи и вида на Покровскую башню.
«Это было очень современно, очень профессионально, очень талантливо и очень эффектно»,
– поэтому решили не останавливаться. И 24 августа вновь на террасе Покровского состоялся концерт «Золото Вены». Музыка Иоганна Штрауса, Вольфганга Амадея Моцарта, Франца Шуберта и Густава Малера обаяла и покорила слушателей.
Казалось бы, куда лучше? Но, судя по всему, филармония в этом году решила превзойти все и вся, доказывая, что планок не существует. И 11 сентября филармония начинает новый, юбилейный 75-й сезон дерзким и невероятным по красоте и зрелищности концертом. Объединившись, симфонический оркестр Псковской области и Имперский Русский Балет представили зрителям две колоритных балетных постановки: «Болеро» и «Шехеразада».
Вместе с новым дирижером у оркестра появилась возможность набирать новый опыт и репертуар, расширить состав и музыкантов, и инструментов. Более того – в октябре состоялась знаменательная для филармонии встреча Николая Хондзинского с Валерием Гергиевым о перспективах сотрудничества, и состоялся еще один потрясающий концерт абонемента «Звук создан Богом», в котором прозвучали Чайковский и впервые на псковской сцене – Вагнер.
https://www.classicalmusicnews.ru/interview/nikolay-hondzinskiy-zvuk-sozdan-bogom/
В ноябре зрители БКЗ рукоплескали концерту «Игры классиков», на котором псковские музыканты под руководством заслуженного артиста республики Северная Осетия-Алания Заурбеком Гугкаевым исполнили 1-ю симфонию Сергея Прокофьева и 5-й концерт для фортепиано с оркестром Бетховена с солистом Арсением Тарасевичем-Николаевым, а в декабре – кульминационное для уходящего года событие – на сцене БКЗ прозвучали моцартовский «Реквием» и концерт для виолончели с оркестром Элгара (солировал концертмейстер и солист оркестра Мариинского театра Олег Сендецкий).
Этот концерт стал первым проектом, реализованным филармонией при поддержке Мариинского театра и при участии международной программы «Аткинс».
***
Малер, Сибелиус, Брамс, Прокофьев, Рахманинов, Элгар – в будущем году псковичей вновь ждет немало открытий в стенах Большого концертного зала филармонии.
И сегодня, вспоминая аншлаг декабрьского концерта «Звук создан Богом», как не согласиться со словами, сказанными Николаем Хондзинским в одном из интервью:
«Возможно, это и верно, что классическая музыка для «избранных». Есть только одно маленькое, но решающее дополнение: этим избранным можно стать самостоятельно».
Псковичи сделали этот выбор, и он – в пользу классической музыки в неклассической (в хорошем смысле этого слова) филармонии!
Елена Южакова