Подведены итоги XIII Международного конкурса артистов балета и хореографов.
Как и любой другой, этот конкурс – смесь взрывных эмоций. Даже спорт с его очевидностью электронных табло дает повод для разночтений, а уж искусство танца с его эфемерностями и жесткой спайкой техники и артистизма тем более поле для разногласий.
Но махать кулаками уже поздно: вчера на Исторической сцене Большого театра международное жюри во главе с российской балетной иконой Юрием Григоровичем огласило список победителей.
Говорят, их не судят. А обсуждать тенденции конкурса нужно и даже полезно – следующий при благоприятном раскладе случится через четыре года, за это время в королевстве можно многое поправить.
Живущий с 1969 года фестиваль почти на десять лет моложе своих собратьев ММКФ и конкурса имени Чайковского, и хотя мотивы их создания были схожими, на балетном у хозяев всегда было много поводов для гордости.
Балетный конкурс был передовым: в 1969 жюри признало лучшей роскошную пару из Гранд опера Франческа Зюмбо-Патрис Барт, а великая Плисецкая публично рассказала, что в балете секс есть.
В новейшее время конкурс во многом утратил престиж, и организаторы нынешнего восстановили его радикальным способом, ухнув к гран при 100 тысяч долларов. Да и даты помогли: председатель жюри Юрий Григорович, смотревший конкурс в трансляции, взял рубеж в 90 лет, плюс конкурс стал затактом официального “Года Русского балета и 200-летия Мариуса Петипа”.
Что в конкурсе обычного: юные и уже не очень артисты танцуют либо лихо, либо точно. Есть, мягко говоря, проблемы с музыкальностью (не знаю, кто из конкурсантов справится в ближайшее время со Стравинским) и с долгим дыханием, позволяющим ровно провести номер от начала до конца.
Про кантилену танца, когда участник именно танцует, а не склеивает промежуток между выгодными па, тоже все грустно.
Но есть и хорошие новости: по итогам нынешнего года младшая группа оказалась намного интереснее старшей, а это значит, что при “поколении игрек” балетный театр будет интересным, и цифровая революция тому не помеха.
Главный тренд не нов, уже лет тридцать только набирает обороты – среди претендентов большую часть составляют танцовщики из Азии – Китая, Японии, Южной Кореи и примкнувших к ним Казахстана и Кыргызстана.
Поперек плача о нехватке в балете мужчин на нынешнем конкурсе много солистов, пьедестал почета в мужском танце соло заняли Марат Cыдыков (Кыргызстан, 3 место), Ма Мяоюань (Китай, 2 место), Бактияр Адамжан (Казахстан, 1 место).
У дам та же сольная иерархия Зайнигабдинова Лилия (Россия, 3 место) и Эвелина Годунова (1 место, Латвия), вторую премию решили не присуждать.
Дуэт у мужчин, в целом не слишком галантный, удался у Ван Джанфын (Китай, 3 место), Окава Коя (Япония, 1 место) и артиста Мариинского театра Эрнеста Латыпова, его партнерша из той же Мариинки аккуратная Екатерина Чебыкина получила лишь диплом – как и прославившаяся разоблачениями закулисной жизни американка Джой Вомак из Кремлевского балета.
У женщин в дуэтах третий приз разделили японка и китаянка, первый не присужден, а второй повезет с собой в Казань танцующая в тамошнем театре взрывная бразильянка Аманда Моралес Гомес.
На конкурсе хореографов пейзаж монотонный: второе место разделили россияне Нина Мадан и неутомимый Андрей Меркурьев, третье и одно из первых авторы из Китая, еще одним первым стал единственный запомнившийся хореограф, чилиец с бесконечным именем Зунига Хименес Эдуардо Андрес.
Младшая возрастная группа, трепетный балетный народ от 14 до 18 лет, порадовала больше. Общим любимцем стал уроженец города Сыктывкара и ученик неприметной тамошней гимназии Иван Сорокин, за которого, по слухам, в закулисье уже идет битва престижных балетных школ – всем хочется его доучить и вывести в театр под собственной маркой.
Другой фаворит, напротив, поддерживает честь Московской школы – это выученный со всей тщательностью юный красавец Денис Захаров (первый приз в дуэте).
Девочкам из дуэтов не дали первого места, но россиянки Лиза Кокорева и Катя Клявлина (2 и 3) приятно запомнились, а их сверстницы в соло – отвоевавшая первое место американка Элизабет Бейер, китаянка Сыи Ли и воплощенная точность и нежность Субин Ли из Южной Кореи заставляют подумать, что при всех конкурсных перекосах в пьедесталах почета есть и логика, и справедливость.
Победители разных лет
Московский конкурс прославил таких звезд, как Франческа Зюмбо и Патрис Барт, Михаил Барышников и Ева Евдокимова, Людмила Семеняка и Александр Годунов, Лойпа Араухо и Владимир Деревянко, Нина Ананиашвили, Владимир Малахов, Мария Александрова, Алина Кожокару, Наталья Осипова, Иван Васильев и других.
Смена поколений в балете быстрая, и несколько победителей конкурса успели стать членами жюри: Вадим Писарев, Николай Цискаридзе, Хулио Бокка.
Истоки
У истоков московского балетного конкурса были легенды русского балета Галина Уланова, Игорь Моисеев, Ольга Лепешинская. В 1973 году конкурс возглавил Юрий Григорович, по сей день в свои 90 лет остающийся председателем жюри.
В состав жюри в разные годы входили Марина Семенова, Галина Уланова, Майя Плисецкая, Владимир Васильев. А также представители балетной элиты мира – легенды французской школы Иветт Шовире, Клод Бесси, Шарль Жюд, Алисия Алонсо (Куба), Биргит Кульберг (Швеция), авторитетные критики Арнольд Хаскелл (Великобритания) и Аллан Фридеричиа (Дания).
Лейла Гучмазова, Российская газета